Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2005
Согласованное планирование для старшей школы

И.Ю.Лебедева, В.Е.Фрадкин,
Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования

Согласованное планирование для старшей школы

Курс физики по программам Г.Я.Мякишева и В.А.Касьянова.

Физико-математический профиль. 136 ч (4 ч/нед.)

Изменение структуры школьного физического образования привело к переосмыслению роли каждого из двух концентров (основная и старшая школа) в формировании физической составляющей естественнонаучного образования. Курс основной школы (7–9-й классы) утратил роль пропедевтического, а курсы полной средней школы (10–11-й классы) всё более разнятся: одни склоняются в сторону общекультурной составляющей (гуманитарный уровень), другие – в сторону профильной (естественнонаучный, технический, физико-математический и т.д. уровни). Ясна необходимость менять характер работы учителя. Курс основной школы становится буквально ОСНОВНЫМ, сформировавшиеся к 9-му классу знания для многих детей станут фундаментом их естественнонаучных представлений, и на них будут опираться в старшей школе.

Но каждый учитель прекрасно знает: выдвинутое требование надо чётко и систематически реализовывать на практике, не позволяя ни себе, ни учащимся «расслабляться» и возвращаться к «сказкам». Если в профильной школе мы будем вновь пересказывать то, что уже давалось в основной, то никакое увеличение количества часов не приведёт к формированию современных общеучебных и специфических физических умений.

Именно опора на крепко сформированные умения и знания и явилась первым, основополагающим принципом предлагаемого тематического планирования учебного материала по физике для старшей школы (которое уже в течение двух лет реализуется в школах С.-Петербурга). Теоретический материал предлагается изучать в ходе достаточно жёсткого по времени организованного погружения, сопровождая его постоянной (в том числе самостоятельной) работой с учебником и составлением обобщающих таблиц. Крупные блоки позволяют ребёнку увидеть материал в целом: от наблюдения и гипотезы через актуализацию знаний и собственные исследования до применения. Кроме того, по ходу изучения нового материала учителю предлагается организовать решение качественных задач.

Второй принцип – положение, сформулированное Энрико Ферми: «Знать физику – это значит уметь решать задачи». Уроки решения задач предлагается проводить в виде практикумов по завершении изучения большой темы. Роль задач здесь отнюдь не тренировочная. Прежде всего они призваны уточнить изучаемые физические закономерности, осознать изучаемые модели и явления, сформировать общие умения получать и преобразовывать информацию, анализировать физическую ситуацию, искать закономерности.

Третий принцип – сохранение школьного курса физики экспериментальным. Мы считаем, что вновь распространяющаяся из-за значительной утраты материальной базы и сокращения времени «меловая физика» губительно отражается на качестве естественнонаучных знаний. Только грамотно организованное самостоятельное проведение наблюдений, лабораторных работ, экспериментальных исследований позволяет учащемуся осознать физическое явление, его роль и значение для практики. Натурный эксперимент не может быть заменён никакими компьютерными моделями.

Необходимо также отметить и ещё одно – чисто практическое – основание данного планирования. Работа по согласованному планированию для двух наиболее употребительных на практике УМК (учебники [1–4]), в которых рекомендован одинаковый порядок изучения тем, позволяет значительно упростить работу методических объединений в регионе, подготовку и проведение региональных олимпиад. При этом, безусловно, выбор УМК, применяемые методики остаются за учителем. Задачи для практикума подбирались из сборника [5].

[Лабораторные работы «Определение теплоёмкости» (10-й кл., урок 132/2) и «Наблюдение интерференции и дифракции» (11-й кл., урок 94/2), представляют собой повторение работ для 9-го кл. в курсе А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник с элементами нового осмысления явлений.

Уроки 25/6, 44/8, 56/5 (10-й кл.) и урок 127/4 (11-й кл.) рекомендуется провести по учебникам [6, 7]. – Ред.]

Литература

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10: Изд. 10-е. – М.: Просвещение, 2002.
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11: Изд. 11-е. – М.: Просвещение, 2003.
3. Касьянов В.А. Физика-10. – М.: Дрофа, 2003.
4. Касьянов В.А. Физика-11. – М.: Дрофа, 2003.
5. Сборник задач по физике для 10–11 кл.: Сост. Г.Н.Степанова. – М.: Просвещение, 2003.
6. Мякишев Г.Я. и др. Физика: Механика. 10 кл. Учеб. для угл. изучения физики. – М.: Дрофа, 2002.
7. Мякишев Г.Я. и др. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл. Учеб. для угл. изучения физики. – М.: Дрофа, 2002.

Тематическое и поурочное планирование