Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2005
Об изменении положений федеральных законов об образовании

Е.Л.Болотова,УРАО,
г. Москва bolotovae@mail.ru

Об изменении положений федеральных законов об образовании

Вступление в силу федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон”, “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» от 22.08.2004 № 122-ФЗ внесло изменения в 152 федеральных акта.

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, подверглись значительной редакции. Например, 6 актов полностью утратили силу с 1 января 2005 г. Среди них ФЗ:

– от 16.05.1995 № 74-ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»;

– от 28.05.1999 № 102-ФЗ «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»;

– от 01.08.1996 № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования»;

– от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» (частично утрачивает силу);

– от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

а также закон РСФСР от 21.12.1990 г. № 438-I «О социальном развитии села».

Около тридцати нормативных документов подверглись существенному обновлению. К таким актам можно отнести закон РФ «Об образовании». Изменения коснулись двадцати восьми статей закона. Например, в двадцати двух статьях исключены отдельные части, а в четырёх внесены новые положения.

Утратили силу две статьи данного закона (ст. 40 и 44), которые закрепляли нормы выделения финансовых средств на нужды образования, провозглашали налоговые льготы образовательным учреждениям; вводили ответственность работодателей за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях; констатировали обязанность государства за создание необходимых условий для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказания материальной поддержки данным учреждениям, в том числе финансовой.

С января 2005 г. отменены:

– положение о том, что за счёт средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в объёме не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ;

– налоговые льготы предприятиям, учреждениям и организациям, а также физическим лицам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования РФ;

– нормы данного закона о выплате родителям (иным законным представителям) государственных пособий по уходу за ребёнком до определённого законодательством РФ возраста, на детей из малообеспеченных семьей, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособий на детей военнослужащих срочной службы, пособий на несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия, предусмотренные законодательством РФ;

– обязанность государственного или муниципального образовательного учреждения самостоятельно развивать материально-техническую базу учреждения;

– «неработающие» гарантии и льготы, как, например, норма о размере [1] средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательного учреждения (ст. 54 п. 3);

– нормы в отношении льгот для педагогических работников образовательных учреждений, удалённых от городских центров, а также для выпускников педагогических образовательных учреждений, прибывших на работу в сельские образовательные учреждения (ст. 55 п. 9, п. 10);

– положение ст. 55 п. 11 о распространении льгот и преимуществ соответствующих производств на работников учебных и научных лабораторий, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств организаций системы образования.

Законом определён новый тип государственных образовательных учреждений – федеральные государственные учреждения (ст. 12). К ним отнесены образовательные учреждения, находящиеся в федеральной собственности и финансируемые за счёт средств федерального бюджета. Перечень таких образовательных учреждений утверждён распоряжением Правительства РФ от 30.08.2004 № 1139-р [2].

Изменения произошли в оплате труда и мерах социальной поддержки педагогических работников. Так, из предметов ведения РФ исключено установление льгот педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения, установление обязательных на территории РФ минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием. Социальную поддержку, а также установление ставок заработной платы и должностных окладов в РФ будут осуществлять только в отношении работников федеральных образовательных учреждений (ст. 28 п. 13).

Изменилась и общефедеральная норма в отношении денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Теперь государство гарантирует указанные выплаты только работникам федеральных государственных образовательных учреждений: в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями педагогических работников (в том числе руководящих, деятельность которых связана с образовательным процессом) выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 150 руб. в учреждениях высшего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования и в размере 100 руб. – в других федеральных государственных образовательных учреждениях.

В федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» претерпели изменения 29 статей из 34. Эти изменения носят как редакционный характер, так и содержательный. Например, утратило силу положение о том, что основой государственной политики в области высшего и послевузовского образования является Федеральная программа развития образования в части, соответствующей высшему и послевузовскому профессиональному образованию (ст. 2). Аннулировано положение о предоставлении налоговых льгот вузам, образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования (ст. 2), объединениям юридических лиц (ассоциациям, союзам) в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 14), а также предприятиям, работники которых обучаются по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения (ст. 17).

Изменена компетенция вуза в плане национально-региональных компонентов образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования. Теперь вуз по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ не только определяет содержание этих компонентов, но и реализует их на договорной основе (ст. 5).

Существенно может отразиться на обучающихся небольшая поправка к статусу вуза, обучение в котором предоставляет отсрочку от призыва на военную службу. Так, согласно ст. 19, такой льготой могут теперь воспользоваться только аспиранты, получающие послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию федеральных государственных вузах и научных учреждениях (организациях). Эти учреждения должны иметь лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.

Из компетенции РФ изъято положение об осуществлении бюджетного финансирования высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 24). Изменениям подверглись и нормы, посвященные экономике системы высшего и послевузовского профессионального образования. Так, аннулировано право собственности вуза на денежные средства, имущество и иные объекты. Только негосударственные вузы могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством РФ (ст. 27). Отменено положение о том, что негосударственный вуз финансируется его учредителем (ст. 28). Утратило силу право вуза на открытие счетов в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.

В системе оплаты труда работников высшего учебного заведения изъяты положения, реализация которых ежегодно приостанавливалась или не обеспечивалась государством вовсе (ст. 30, 31).

В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» определены такие понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», « социальная адаптация и реабилитация ребёнка», «социальные службы для детей», «отдых детей и их оздоровление».

Документ определяет, что государственная политика в интересах детей в России строится исходя из принципов законодательного обеспечения прав ребёнка; поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребёнка, причинение ему вреда; поддержки общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребёнка.

С января 2005 г. этот закон также претерпел существенные изменения. Так, пять статей документа полностью утратили силу, в десяти изменена редакция норм.

Исключены из закона:

– положение об установлении государственных минимальных стандартов основных показателей жизни детей, которое определяло показатели качества жизни детей, включавшие в себя установленный минимальный объём социальных услуг (ст. 8);

– нормы о государственных социальных гарантиях и льготах по обеспечению отдыха и оздоровлению детей (ст. 12);

– вопросы, связанные с финансированием проектов и программ общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей. Отменена статья о государственном заказе на производство товаров и оказание услуг для детей, а также нормы, дублирующие компетенцию федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации федеральных целевых программ (ст. 17–20).

Положительно, что редакции этих законов частично приведены в соответствие с российским законодательством и в них исключены нормы, действие которых ежегодно приостанавливалось.

Литература

 1. Положение о росте заработной платы опережающим темпом по сравнению со средней в промышленности, достижения её уровня, соответствующего уровню средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации, осталось только в Национальной доктрине образования. Cм. «Постановление правительства РФ от 4.10.2000 № 751 («Российская газета» от 11.10.2000 № 196).
 2. Собрание законодательств РФ, 06.09.2004. № 36, ст. 3699.

Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант-Плюс».