Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №11/2005
Фундаментальные эксперименты в физической науке

Марафон - 2005

Проф. Н.С.Пурышева, проф. Н.В.Шаронова, Д.А.Исаев, МПГУ, г. Москва
dr-isayev@rambler.ru

Фундаментальные эксперименты в физической науке

Элективный курс. 10-й или 11-й кл. 34 ч (2 ч/нед.)

Проблемы, связанные с организацией и проведением элективных курсов, мало освещены и вызывают многочисленные вопросы у учителей и администрации школ. Тот или иной элективный курс может предложить для изучения каждый учитель в зависимости от собственных интересов и возможностей и, конечно же, интересов своих учеников. Эти курсы достаточно разнообразны и могут иметь межпредметный (или даже надпредметный) характер либо относиться к определённому предмету или предметной области. Ниже предлагается один из вариантов такого типа курсов.

Учебное пособие

Программа элективного курса

Пояснительная записка

Изучение фундаментальных опытов позволяет познакомить с историей развития, становлением и эволюцией физической науки, с биографиями учёных и тем самым представить физику в контексте культуры. Курс полезен учащимся всех профилей обучения, как гуманитарного, так и физико-математического, и общеобразовательного.

Курс идейно и содержательно связан с базовым курсом физики старшей школы и позволяет углубить и расширить представления учащихся об экспериментальном методе познания, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента. Выполнение учащимися некоторых фундаментальных опытов с использованием физических приборов позволяет внести вклад в формирование у них экспериментальных умений. Использование компьютерного моделирования даёт возможность сформировать умения выполнять исследование с помощью компьютера, а также получить представления о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента.

Содержание программы

1. Эксперимент и теория в естественнонаучном познании. Цикл естественнонаучного познания. Теоретический и экспериментальный уровни познания. Теоретические и экспериментальные методы познания, их место в цикле познания, связь между ними. Роль эксперимента в познании. Виды исторических физических опытов. Фундаментальные опыты по физике, их роль в науке и место в процессе естественнонаучного познания.

2. Фундаментальные опыты в механике. Зарождение экспериментального метода в физике. Роль фундаментальных опытов в становлении классической механики. Опыты Галилея по изучению движения тел. Мысленный эксперимент Галилея и закон инерции. Открытие Ньютоном закона всемирного тяготения и опыт Кавендиша. Опыты Гюйгенса по изучению колебательного движения. Эмпирический базис как структурный элемент физической теории.

3. Фундаментальные опыты в молекулярной физике. Возникновение атомарной гипотезы строения вещества. Опыты Броуна по изучению теплового движения молекул. Опыт Релея по измерению размеров молекул. Опыты Перрена по измерению массы молекул и определению постоянной Авогадро. Опыт Штерна по измерению скорости движения молекул. Экспериментально и теоретически полученное распределение молекул по скоростям. Победа молекулярно-кинетической теории строения вещества. Опыты по исследованию свойств газов. Опыты Бойля. Опыты Румфорда. Опыты Джоуля по доказательству эквивалентности теплоты и работы. Фундаментальные опыты как основа научных обобщений.

4. Фундаментальные опыты в электродинамике. Опыты Кулона по электростатическому взаимодействию. Опыты Рикке, Иоффе, Милликена, Мандельштама, Папалекси, Толмена, Стюарта, лежащие в основе электронной теории проводимости. Опыты Ома, позволившие установить закон постоянного тока. Различие между ролью фундаментальных опытов в науке и в процессе изучения основ наук. Опыты Ампера, Эрстеда и Фарадея по электромагнетизму. Опыты Герца по излучению и приёму электромагнитных волн. Фундаментальные опыты как подтверждение следствий теории в структуре физической теории.

5. Фундаментальные опыты в оптике. Краткая история развития учения о свете. Опыты, послужившие основой возникновения волновой теории света. Опыты Ньютона по дисперсии света. Опыты Ньютона по интерференции света. Опыты Юнга. Опыты по поляризации света. Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света.

6. Фундаментальные опыты в квантовой физике. Зарождение квантовой теории. Экспериментальное изучение теплового излучения. Опыты А.Г.Столетова и Г.Герца по изучению явления и законов фотоэффекта. Опыты П.Н.Лебедева по измерению давления света. Опыты Резерфорда по зондированию вещества и модель строения атома. Опыты Франка и Герца и модель атома Бора. Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.

Демонстрации:

1. Различные виды механического движения.

2. Свободное падение (трубка Ньютона).

3. Колебательное движение маятников.

4. Модель броуновского движения.

5. Модель опыта Штерна.

6. Электризация тел.

7. Взаимодействие электрических зарядов.

8. Взаимодействие проводников с током (опыт Ампера).

9. Взаимодействие проводника с током и магнита (опыт Эрстеда).

10. Явление электромагнитной индукции (опыты Фарадея).

11. Дисперсия света.

12. Опыты по интерференции и дифракции света.

13. Поляризация света.

14. Явление фотоэффекта и законы фотоэффекта.

Лабораторные работы

1. Исследование закономерностей броуновского движения с использованием компьютерной модели.

2. Измерение размеров молекул (опыт Рэлея).

3. Исследование взаимодействия электрических зарядов (опыт Кулона) с использованием компьютерной модели.

4. Исследование явления электромагнитной индукции (опыты Фарадея) с использованием физических приборов и компьютерной модели.

5. Измерение скорости света с использованием компьютерного моделирования. Изучение явления дисперсии (с использованием физических приборов и компьютерного моделирования).

6. Исследование явления интерференции с использованием компьютерного моделирования.

7. Исследование явления дифракции с использованием компьютерного моделирования.

8. Исследование явления фотоэффекта с использованием компьютерного моделирования.

9. Изучение строения атома с использованием компьютерного моделирования опытов Резерфорда.

Средства обучения

1. Физические приборы.

2. Компьютерные обучающие программы «Открытая физика» и «Физика в картинках» («Физика на вашем PC»), «Фундаментальные физические опыты», «Живая физика».

3. Видеофильмы.

4. Слайды (диапозитивы).

5. Графические иллюстрации.

6. Дидактические материалы.

7. Учебники физики для старших классов средней школы.

8. Учебные пособия по физике, хрестоматии по истории физики.

Примерные темы докладов и рефератов

1. Моделирование в физике.

2. Галилей – основоположник экспериментального метода исследования в физике.

3. Фундаментальные опыты и эволюция физической картины мира.

4. Фундаментальные опыты и развитие электродинамики.

5. Фундаментальные опыты и развитие взглядов на природу света.

6. Фундаментальные опыты в структуре физической теории.

7. Ньютон и Гук – противостояние гениев.

8. Мифы и реальные факты из жизни Галилея.

Примерный список литературы

1. Боголюбов А.Н. Механика в истории человечества. – М.: Наука, 1978.

2. Вавилов С.И. Исаак Ньютон: 1643–1727. – М.: Наука, 1989.

3. Гиндикин С.Г. Рассказы о физиках и математиках. – М.: Наука, 1985.

4. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки (с древнейших времен до начала ХХ в.). – М.: Высшая школа, 1989.

5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни её творцов. – М.: Просвещение, 1986.

6. Иоффе А.Ф. О физике и физиках: Статьи, выступления, письма. – Л.: Наука,1985.

7. Каганов М.И., Френкель В.Я. Вехи истории физики твёрдого тела. – М.: Знание, 1981.

8. Кляус Е.М. Поиски и открытия: Т.Юнг, О.Френель, Дж.-К.Максвелл, Г.Герц, П.Н.Лебедев, М.Планк, А.Эйнштейн. – М.: Наука, 1986.

9. Кошманов В.В. Георг Ом. – М.: Просвещение, 1980.

10. Погребысская Е.И. Оптика Ньютона. – М.: Наука, 1981.

11. Собесяк Р. Шеренга великих физиков. – Краков: Наша ксенгарня, 1973.

12. Томилин А.Н. Рассказы об электричестве: Очерки истории электричества от древности до наших дней. – М.: Детская литература,1987.

13. Филонович С.Р. Кавендиш, Кулон и электростатика. – М.: Знание, 1989.

14. Филонович С.Р. Шарль Кулон. – М.: Просвещение, 1988.

15. Храмов Ю.А. Физики: Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.

16. Хрестоматия по физике: Под ред. Б.И.Спасского. – М.: Просвещение, 1982.

17. Чернощёкова Т.М. Абрам Фёдорович Иоффе. – М.: Просвещение, 1983.

18. Энциклопедический словарь юного физика: Сост. В.А.Чуянов. – М.: Педагогика, 1991.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны знать (на уровне воспроизведения):

– имена учёных, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения.

Учащиеся должны понимать:

– роль фундаментальных опытов в развитии физики;

– место фундаментальных опытов в структуре физического знания;

– цель, схему, результат и значение конкретных изученных фундаментальных опытов.

Учащиеся должны уметь:

– выполнять определённые программой исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей;

– демонстрировать опыты;

– работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать её, осуществлять её реферирование);

– готовить сообщения и доклады;

– выступать с сообщениями и докладами;

– участвовать в дискуссии;

– подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал;

– оформлять сообщения и доклады в письменном виде.

Методы и организационные формы обучения

При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как вводные лекции, семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся ищут информацию для подготовки докладов и сообщений, готовят эксперимент, подбирают кино-, видео- и диафильмы, слайды, компьютерные программы.

При выполнении лабораторных работ, как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями, организуется исследовательская деятельность по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. Учащиеся осуществляют все этапы: постановку задачи, выдвижение гипотезы или гипотез, планирование эксперимента, выбор средств выполнения эксперимента, сборку установки, наблюдения и измерения, фиксацию и анализ результатов эксперимента, выводы. При этом в зависимости от уровня владения учащихся исследовательским методом уровень самостоятельности при её осуществлении и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.

Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.

Общие рекомендации к проведению занятий

Наиболее целесообразным представляется изучение курса в первом полугодии 11-го класса, поскольку во втором полугодии учащиеся интенсивно готовятся к поступлению в вузы. Что касается 10-го класса, то могут возникнуть методические сложности, связанные с тем, что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов.

При изучении некоторых тем (фундаментальные опыты в оптике, в квантовой физике) элективный курс будет опережать базовый, даже если его изучать в 11-м классе. В этом случае установление опережающих внутрипредметных связей будет способствовать более осознанному восприятию базового курса физики.

Большая часть материала, составляющая содержание элективного курса, соответствует государственному образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи с чем элективный курс не столько расширяет круг предметных знания учащихся, сколько углубляет их за счёт усиления внепредметных мировоззренческой и методологической компонент содержания. Например, при изучении такой темы элективного курса, как «Мысленный опыт Галилея и закон инерции», имеется возможность не только обсудить роль Галилея в развитии физики как основоположника реального и мысленного эксперимента, суть и значение его мысленных опытов, используя соответствующие оригинальные тексты, но и повторить систему законов Ньютона, ещё раз обсудить роль первого закона Ньютона (закона инерции) в системе законов.

Средства обучения

Основные средства обучения перечислены в программе курса. Однако особого обсуждения заслуживает вопрос применения компьютеров на занятиях элективного курса. Применение персональных компьютеров возможно в нескольких направлениях:

1. Применение компьютерных обучающих программ для моделирования физических экспериментов;

2. Применение компьютеризированных комплексов (датчиков, с помощью специального интерфейса передающих те или иные параметры с натурной экспериментальной установки в компьютер);

3. Поиск информации в интернете;

4. Применение компьютеров как средств представления информации.

Число компьютерных обучающих программ по физике на сегодняшний день достаточно велико. Среди них есть как отечественные, так и зарубежные, предоставляющие учителю и учащимся различные возможности. Хорошими можно считать программы, позволяющие не только наблюдать за ходом эксперимента, но и изменять те или иные его параметры (например, «Открытая физика»).

Особый интерес представляют обучающие программы-конструкторы. Одной из самых мощных и интересных программ такого типа является «Живая физика». Она позволяет не только проводить компьютерные эксперименты, изменяя различные параметры, но и заставляет самостоятельно создать, смоделировать экспериментальную установку. Сделать это в большинстве случаев несложно даже неопытному пользователю, поскольку «Живая физика» имеет достаточно дружественный пользовательский интерфейс. Программа позволяет моделировать такие эксперименты, проведение которых в реальных условиях школьного кабинета физики невозможно (например, опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц).

Полезно проводить параллельно компьютерный и натурный эксперименты, поскольку без натурного эксперимента учащиеся могут лишиться возможности видеть за компьютерными имитациями и анализировать реально происходящие в природе явления и процессы. Лучше, если одни учащиеся проводят натурные эксперименты, а другие – компьютерные, а затем сравнивают полученные результаты и выводы. Например, достаточно интересно провести опыты с маятниками, подобные тем, что проводил Х.Гюйгенс. Легко воспроизвести и на компьютере, и с помощью простого школьного оборудования опыты Галилея с шарами, катящимися по длинному жёлобу.

Специально подчеркнём, что применение компьютера на занятиях желательно, но не является необходимым условием.

Методы обучения

Методы обучения, применяемые в рамках элективного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, а также подготовка ими рефератов и докладов, тематика которых отчасти приведена в программе элективного курса и в тексте учебника. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень тем рефератов.

На занятиях элективного курса учащиеся должны выполнять исследования с использованием физических приборов, компьютерных программ, демонстрировать опыты, осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать и реферировать информацию, готовить сообщения и доклады в письменном виде, а также выступать с сообщениями, докладами и участвовать в дискуссии. При выполнении перечисленных видов деятельности учащиеся должны продемонстрировать знание имён учёных, поставивших изученные фундаментальные опыты, даты их жизни, краткие биографические данные, основные научные достижения, а также понимание роли фундаментальных опытов в развитии физики; места фундаментальных опытов в структуре физического знания; цели, схемы, результаты и значения конкретных изученных фундаментальных опытов.

Рассмотрим для примера материалы к уроку, посвящённому опытам и мысленным экспериментам Галилея (два эпизода). Приведённый рассказ может излагаться учителем, однако более целесообразно скомбинировать его с выступлениями учащихся, подготовивших к этому занятию сообщения.

В начале урока учащимся предлагается иллюстрация Пизанского кафедрального собора.

«Пизанский кафедральный собор. С этим собором связано много замечательных страниц мировой истории и культуры. Наиболее часто этот собор вспоминают благодаря архитектурному казусу: падающей Пизанской башне, которая является звонницей собора, его составной частью. Однако не так часто помнят о том, что этот собор сыграл, можно сказать, немалую роль в истории науки. Говоря об этом, конечно же, мы имеем в виду пизанский период жизни и научной деятельности Галилео Галилея. Мы рассмотрим только два небольших эпизода из этого периода».

Далее приводится краткая биографическая справка, относящаяся к пизанскому периоду жизни Галилея. Прежде всего здесь необходимо рассказать о том, что Галилей в этот период внимательно изучил труды Аристотеля, и, усомнившись в верности приведённых там выводов, принял решение проверить их экспериментально.

После этого целесообразно обсудить эти опыты Галилея и их результаты. При этом можно использовать демонстрацию с трубкой Ньютона или опыт с падением двух одинаковых листов бумаги, один из которых смят в комок. Если есть техническая возможность, опыты Галилея можно смоделировать на компьютере (например, с использованием среды «Живая физика»). Использование компьютера позволит проиллюстрировать и мысленный эксперимент Галилея, опровергающий одно из положений Аристотеля «от обратного»: три тела равной массы, будучи сброшенными с одинаковой высоты, согласно Аристотелю, упадут одновременно. Но если скрепить два из этих тел невесомой цепью, то, по Аристотелю, с одной стороны, масса двух скреплённых тел в два раза больше массы третьего тела, и скреплённые друг с другом тела должны падать в два раза быстрее. Но, с другой стороны, поскольку цепь невесома, тела должны падать так же, как будто они не скреплены. Таким образом, применение теории Аристотеля приводит к неразрешимому противоречию.

Далее есть смысл перейти к решению расчётных задач, а затем вновь вернуться к иллюстрации Пизанского собора.

Каким же образом Галилей, не имея часов, отмечал равные интервалы времени? Согласно одним источникам, он использовал собственный пульс. Согласно другим, Галилей отсчитывал время в такт звучащей органной мессе. Какие из этих источников дают более достоверную информацию?

Хорошо в этот момент предложить учащимся фрагмент органной мессы, например, органной мессы Баха.

Удобно ли отмечать время, отсчитывая такты такой музыки? Но следует иметь в виду ещё один факт: месса как музыкальная часть богослужения в раннем Средневековье была одноголосой и исполнялась a capella (т.е. без аккомпанемента, только голосом). В дальнейшем мессы стали многоголосыми, но также без аккомпанемента. И лишь в исторический период, как раз приходящийся на годы, проведённые Галилеем в Пизе, в католическое богослужение постепенно стала входить органная месса. Таким образом, неизвестно, мог ли Галилей слышать в Пизанском соборе органную мессу. Это необходимо специально выяснить.

Придя домой после мессы, Галилей продолжил изучение колебаний маятников.

Далее разбираются опыты Галилея, в результате которых он пришел к выводу об изохронности маятника, выполняются соответствующие опыты (натурные и по возможности компьютерные) и решаются задачи.

Приведённые материалы к уроку демонстрируют один из вариантов того, каким образом при изучении фундаментальных физических экспериментов можно представить физику в контексте мировой культуры. При этом учащиеся физико-математического профиля строят своеобразный «мостик» от физического предметного материала к материалу из областей истории, литературы и МХК, а учащиеся гуманитарного профиля получают возможность увязать материал из близкой им предметной области с физическим материалом.

Наталия Сергеевна Пурышева

Наталия Сергеевна Пурышева – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1964 г. (специальность «Преподаватель физики на английском языке») – была оставлена на кафедре методики преподавания в должности ассистента. Здесь она защитила сначала кандидатскую, а затем докторскую диссертации, стала профессором (1995), а потом и заведующей кафедрой (2000). Сейчас – член трёх диссертационных советов по защите докторских диссертаций (двух в МПГУ и одного в МГУ); заместитель председателя учебно-методической комиссии по физике УМО высшего педагогического образования; член учёного совета физфака МПГУ, учитель физики педагогической гимназии № 1505. Исполнитель научно-исследовательских работ по грантам: федеральные программы «Научное, научно-методическое и информационное обеспечение функционирования системы образования» и «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки», а также Российско-Нидерландских проектов по линии бюро CROSS «Инновационные дидактики с применением информационных и коммуникационных технологий» (1999–2000), «Информационно-коммуникационные технологии в сельских школах» (2001–2002). Руководитель двадцати восьми соискателей на учёную степень кандидата и шести – доктора педагогических наук. Имеет более ста семидесяти научных работ (в том числе две монографии), cоавтор девяти учебников для средней школы, четырёх учебников для студентов. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы», нагрудным знаком правительства Республики Саха (Якутия) «Учитель учителей».

Наталия Викторовна Шаронова

Наталия Викторовна Шаронова – выпускница физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1973 г. По распределению работала в школе № 855 г. Москвы. В 1979 г. перешла на кафедру теории и методики обучения физике МПГИ, в 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование и развитие представлений учащихся о непрерывности и дискретности в школьном курсе физики» (под руководством проф. Б.М.Яворского), в 1997 г. – докторскую. В 2000 г. присвоено учёное звание профессора по этой кафедре. Учёный секретарь диссертационного совета по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата педагогических наук при МПГУ. Под её руководством защищены четырнадцать кандидатских диссертаций. В настоящее время руководит работой десяти аспирантов и соискателей (в МПГУ, Поморском ГУ, Курском ГПУ, Институте развития профессионального образования) и одного докторанта. Имеет более ста публикаций по проблемам преподавания физики в школе и по подготовке учителя физики в педвузе. Соавтор учебного пособия, рекомендованного учебно-методическим объединением вузов РФ по педагогическому образованию «Теория и методика обучения физике в школе (М.: Академия, 2000). Научный редактор учебников Громова С.В. «Физика-10» и «Физика-11», соавтор «Программы курса физики для 10–11-го классов (профильный уровень)» и «Дидактического материала по физике-7–11», изданных «Просвещением» в 2004–2005 гг. С 1995 г. – замдиректора по научно-методической и опытно-экспериментальной работе, завкафедрой физики и учитель физики Московской гимназии на Юго-Западе № 1543. Это одна из лучших гимназий города, с очень сильным составом учителей и замечательным директором – Ю.В.Завельским. Область научных интересов – гуманитарный развивающий потенциал школьного курса физики, методологические вопросы школьного курса физики, формирование мировоззрения учащихся при обучении физике, методологическая подготовка учителя физики в педвузе.

Дмитрий Аркадьевич Исаев

Дмитрий Аркадьевич Исаев – выпускник физфака МГПИ им. В.И.Ленина 1988 г., д.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения физике физфака МПГУ. Сразу после окончания остался работать на кафедре и одновременно работал в экспериментальной школе № 315 АПН СССР, а с 1993 г. по настоящее время работает в гимназии № 1530 «Школа Ломоносова». В МПГУ читает лекции по курсу методики преподавания физики и спецкурс «Пропедевтика физики в средней школе». С 1988 г. участвует в разработке содержания, методики преподавания и учебных материалов естественнонаучного курса для младших подростков, который сегодня преподаётся в нескольких государствах-членах СНГ, соавтор УМК «Физика. Химия. 5–6» (5-е издание), переведённого на армянский язык и являющегося базовым учебником в Армении. В 1991–1992 гг. разработан пропедевтический курс «Физические начала естествознания», издано учебное пособие. Принимает участие в работе над Государственным стандартом среднего образования РФ. Член Ассоциации преподавателей естественных наук США (с 1991 г.). Стипендиат фонда Президента России (1993 г.). Руководитель Проекта гибкого учебного плана по естествознанию, проводимого под эгидой ЮНЕСКО, который был отмечен на конкурсе, проводимом Минобразованием РФ и МФ «Культурная инициатива», награждён грамотой федерального министра образования и председателя правления фонда и получил грант Сороса. Автор более ста двадцати трудов, среди которых учебники и учебные пособия для учащихся школ и педвузов, методические рекомендации для учителей, статьи в журналах и научных сборниках. С 1993 г. работает над вопросами, связанными с моделированием содержания школьного физического образования, выступает с докладами на конференциях различного уровня, которые вызывают неизменный интерес. В 2003 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Компьютерное моделирование учебных программ по физике для общеобразовательных учреждений на основе персонифицированных знаний». Жена – учитель физики, в семье двое детей. Хобби – теперь увлечения детей: дочь учится профессионально петь, а сын занимается футболом в спортшколе футбольного клуба «Локомотив» (Москва).

Печатается в сокращении. Учебное пособие к предлагаемому элективному курсу выпущено в 2005 г. издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (119071, Москва, а/я 32, e-mail: lbz@aha.ru, тел. (095) 955-03-98).