Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2005
Оценивание учебных достижений учащихся в профильных гуманитарных классах

Читинский спецвыпуск

Н.А.Тронько,
МОУ Сош № 26, г. Чита

Оценивание учебных достижений учащихся в профильных гуманитарных классах

Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни.
М.Монтень

В соответствии с концепцией модернизации образования переход на профильное обучение становится обязательным условием модернизации школы, в связи с чем в корне пересматривается сущность всех компонентов педагогического процесса – целей, содержания, форм, методов, системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Основная идея обновления третьей ступени школьной практики заключается в поиске и создании необходимых условий, способствующих расширению возможности выбора и определения каждым школьником необходимого содержания образования, его объёма, индивидуальной траектории движения в образовательном пространстве школы.

Оценка в школьной практике, бесспорно, является одним из основных, но не всегда действенных стимулов. Соответственно в ходе эксперимента на старшей ступени предполагалась опытная проверка «различных вариантов организации системы контрольно-оценочной деятельности, способствующих: ориентации результата образовательного процесса на формирование ключевых компетенций; учёту личностных особенностей и темпов развития каждого учащегося; апробации результативности различных моделей профилизации старшей ступени школы и т.д.».

Проблема, общая для большинства образовательных учреждений, заключается в том, что существующая пятибалльная система оценки ориентирована исключительно на констатацию уровня сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, а не на выявление и стимулирования динамики роста его успешности в процессе учебной деятельности и уж тем более не на его индивидуальное развитие. Поэтому вступление в эксперимент на старшей ступени школы поставило многих учителей перед необходимостью ответить на насущный вопрос: целесообразно ли дальнейшее использование пятибалльной системы в условиях множественности образовательных систем и вариативности профилей? Очевидно, пришло время отказаться от неё как малофункциональной и неэффективной с точки зрения личностного роста ученика либо найти альтернативу, которая позволила бы на практике реализовать принципы личностно-ориентированного образования. В то же время следует учитывать, что «не сам факт использования пятибалльной системы оценивания является главным злом в отечественном образовании, а то, как и в каких целях её используют в образовательном процессе».

Изучение существующего опыта и научных исследований по данной проблеме (см. схему ниже) подвело нас к заключению, что оптимальной для оценивания учебных достижений учащихся старших классов в условиях профильного обучения является рейтинговая шкала.

Различные оценочные шкалы в современной школе

Практика показывает, что природная любознательность ребёнка ко времени обучения в старшей школе заметно ослабевает. Выстраивая стратегию эксперимента, мы определили ряд противоречий, которые необходимо было преодолеть, а именно: противоречие между потребностью учителя физики в развитии активной познавательной деятельности учащихся гуманитарных классов и отсутствием у этих учащихся интереса к изучению данного технического предмета; между необходимостью повышения познавательного интереса у учащихся и отсутствием гибких норм контроля знаний, учитывающих именно гуманитарный профиль обучения; между традиционной системой оценивания знаний, умений и навыков и необходимостью внедрения новой системы оценивания учебных достижений учащихся, позволяющей ученику сравнивать свои успехи с предыдущими и отслеживать динамику собственного развития.

Английское слово rating имеет несколько значений. Одно из них – оценивание вообще, когда каждому объекту присваивается порядковый номер (ранг). Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так: оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается, стимулируется процесс познания; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки видов деятельности определены заранее.

Принято считать, что успех в учёбе прямо пропорционален интеллекту ученика. Однако о качестве интеллекта можно судить не по традиционным оценкам, а по мотивации учебной деятельности, т.к. мотив – это главное побуждение личности к активным действиям. Отсюда следует, что учащиеся с невысокими специальными способностями к физике могут достигнуть среднего и выше среднего уровня успешности. И это возможно за счёт нового подхода к системе оценивания учебных достижений. На начало эксперимента (10-й филологический класс) исследовалось наличие положительной мотивации учащихся: физика нравится – 36%, не нравится – 56%, очень нравится – 4%, совсем не нравится – 4%. Таким образом, абсолютное большинство школьников данного класса склонялось к мнению, что физика – предмет неинтересный, не заслуживающий внимания.

Мы опирались на то, что можно повысить познавательный интерес к непрофильному предмету через организацию новой системы оценивания. Исходя из этого мы начали конструировать задания в рамках следующей модели: учебная задача (проблема) – самостоятельная деятельность – накопительные баллы (первичный стимул) – рефлексия (самооценка) – интерес (вторичный стимул).

Одним из стимулирующих факторов остаётся балл, но такой, который не внушает ученику страх, а, напротив, поддерживает его внимание и подстёгивает его самолюбие. Этому удовлетворяет 10-балльная шкала оценок (табл. 1).

Таблица 1.

Аналоговая таблица шкал

10-балльная шкала Традиционная
10 «5»
9 «5/4» (ближе к «5»)
8

«4/5» (ближе к «4»)

7 «4»
6 «3/4»
5 «3»
4 «3/2»
3

«2/3»

2 «2»
1 «1»

Учитель обязан ознакомить учащихся на вводном занятии с критериями этой шкалы. Учебная деятельность на уроке и дома разная, но весовой коэффициент один: 10 баллов («отлично»), 8 баллов («хорошо»), 5 баллов («удовлетворительно»). В конце четверти ученик сравнивает свои успехи с предыдущими своими же. Учитель составляет общий список класса, в котором вначале идут наилучшие – им присваивается (табл. 2) V ранг (уровень); в конце списка – II и I ранги. У ученика низкого ранга возникает стимул к тому, чтобы продвинуться рангом выше .

Таблица 2.

Критерии уровней успеха

V уровень

Максимальный

Ученик овладел знаниями и умениями на уровне подготовки выпускников и сверх того. Степень усвоения материала 100%

IV уровень

Достаточный

Ученик способен применять знания в нестандартной ситуации. Степень усвоения 90–100%

III уровень

Оптимальный

Ученик овладел знаниями и умениями на уровне выше обязательного минимума. Степень усвоения 70–90%

II уровень

Обязательный

Ученик овладел знаниями и умениями лишь на уровне обязательного минимума. Степень усвоения 40–60%

I уровень

Условный

Ученик не овладел знаниями и умениями на уровне обязательного минимума

Применение рейтинговой системы оценивания позволяет ученику самостоятельно рассчитать оценку по дифференцированным формулам успеха (табл. 3). Например, если учащийся в течение четверти выполнил 13 домашних задач (13 ДЗ), две задачи повышенного уровня (2 З*), выступил на уроке в роли учителя в инициативной группе (1 ИГ), выполнил два творческих задания (2 ТЗ), одно задание по желанию (1 Свб), две контрольные работы (2 КР), два теста (2 ПЗ) и две лабораторные работы (2 ЛР), то, согласно формуле, получает 250 баллов, что соответствует IV, достаточному, уровню успеха. Таким образом ученик, исходя из своих способностей, выбирает любую из формул успеха, достигает заданного уровня и имеет возможность овладеть материалом на более высокой ступени.

Таблица 3.

Расчёт оценки по формулам успеха

Уровень Мой успех Формула ожидаемого результата в четверти

V, максимальный,

10 баллов

Знаю

основательно

15 ДЗ + 5 з* + 1 Иг + 3 ТЗ + 1 Свб. + 2 КР + 1 ЛР + 2 ПЗ =

= 300 баллов

IV, достаточный,

9 баллов

Знаю

отчётливо

13 ДЗ + 2 з* + 1 ИГ + 2 ТЗ + 2 КР + 2 ПЗ + 1 Свб. + 2 ЛР = 

= 250 баллов

III, оптимальный,

7–8 баллов

Знаю

выше минимума

10 ДЗ + 1 З* + 2 ТЗ + 2 КР + 2 ПЗ + 1 Свб. + 2 ЛР = 

= 200 баллов

II, обязательный,

6–4 баллов

Знаю

минимум

5 ДЗ + 2 КР + 3 Свб. + 2 ЛР + 2 ПЗ + 10 К = 

= 150 баллов

I, условный,

3–2 балла

Знаю условно

(ничего не знаю)

Формула уровня – менее 100 баллов

Мы так и не поняли, как соотносятся баллы в 1-м и 3-м столбцах таблицы, что такое 10 К на II уровне, какая оценка ставится, если ученик набрал промежуточное число баллов, например в интервале 260–290. – Ред.

Чтобы система оценивания способствовала эффективному осуществлению учебной деятельности, текущие оценки необходимо сопоставлять со своими собственными достижениями в прошлом, что ученик отмечает в своём индивидуальном накопительном листе успеха по предмету. В начале года он ставит перед собой цели, выставляет самооценку, строит на графике свою ожидаемую образовательную траекторию (табл. 4). По окончании каждой четверти ученик фиксирует на графике фактическую линию своего продвижения, тем самым определяя для себя новые уровни успеха.

Таблица 4

Каковы же общие итоги? Учащиеся и их родители позитивно оценили введение рейтинговой системы при изучении физики и высказали пожелания ввести таковую по всем предметам в школе. Анкетирование дало следующий результат: за 5-балльную шкалу проголосовало 34%, за 10-балльную – 54%, за 100-балльную – 12% учащихся.

Анализ опыта работы по использованию рейтинговой оценки позволяет определить ключевые моменты по её внедрению на практике: прежде чем принимать рейтинговую систему в школе, необходимо сформировать эксперт-группы в школьных методических объединениях; продумать вопросы преемственности систем оценивания учебных достижений учащихся между начальной, средней и старшей (профильной) школой; изучить уровень мотивированности учебной деятельности школьников в рамках определённой дисциплины.

  Наталья Анатольевна Тронько

Наталья Анатольевна Тронько – выпускница физмата Читинского ГПИ им. Н.Г.Чернышевского, педагогический стаж 14 лет, имеет 14-й квалификационный разряд. Учитель-экспериментатор по проблемам и перспективам гуманитарного профиля, по новым подходам к планированию и оцениванию результатов личностно-ориентированного обучения. Работает над созданием программ элективных курсов по физике. Интересуется проблемами развития способностей и умений самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике, мотивации и создания условий для проявления и развития креативного мышления, оптимального использования информационных технологий в учебном процессе, умения учителя моделировать содержание обучения с целью минимизировать материал для самостоятельного его усвоения учащимися, педагогической рефлексией. Вместе с мужем воспитывает дочь. Хобби совпадает с профессией.