1.

Как готовить в инженеры.

Беседа преподавателя физики лицея № 1575 (г. Москва), заведующей кафедрой естественных наук Ж.В. Чопоровой с преподавателем МГТУ имени Н.Э. Баумана О.В. Беловой о проблемах и перспективах инженерного образования  

Ключевые слова: профориентация, инженерное образование

2.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва).  Инженерное образование.

Представлены примеры занятий в рамках авторских курсов по внеурочной деятельности, на которых организуется работа над исследова-тельскими проектами инженерного профиля, в частности, «Парашют» и «Ветер»(5–7-й кл.). Описание аналогичных проектов «Термос», «Песчинки» и «Кристаллы» см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: инженерное образование, инженерное образование, ученические исследовательские проекты инженерного профиля, 5–7 кл.

3.

Лобанова А.Ю. anna.lobanova@intel.com, к.х.н., директор департамента внешних связей корпорации Intel в России и других странах СНГ, г. Москва. Развиваем таланты в каждом.

Представлены программы и конкурсы корпорации Intel в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: Intel®ISEF, интеллектуальные конкурсы, Юниор, БалтикSEF, Intel-Авангард, РОСТ SEF, Учёные будущего, научно-техническое творчество, STEM-центры

4.

Копосов Д.Г. koposov@edurobotics.info (МБОУ гимназия № 24, г. Архангельск).  Первые шаги в техническое творчество.

Представлена история реализации проекта «Начала инженерного образования», в рамках которого в гимназии создано 17 активно функционирующих лабораторий инженерной направленности для учеников 5–11-го классов, что позволяет выстроить образовательную траекторию каждого с исключительной мотивацией к техническому творчеству.

Ключевые слова: программирование, робототехника, научно-техническое творчество, LEGO, Arduino, МИКРОНИК, Амперка.

5.

Региональный школьный технопарк АИСИ, г. Астрахань.

Представлен Региональный школьный технопарк АИСИ, г. Астрахань. Описаны четыре ученических проекта – разработка членами лаборатории микроэлектроники этого технопарка электронных гаджетов  с целью участия в конкурсе «Учёные будущего-2015», который традиционно проходит каждый год в рамках Всероссийского фестиваля науки в Москве.

Ключевые слова: школьный технопарк АИСИ, физика, робототехника, микроэлектроника, техническое творчество

6.

Лозовенко С.В. sergeyloz@rambler.ru, к.п.н. (МПГУ, г. Москва). Учение с развлечением.

Кратко рассказывается о летнем научном лагере ЛАНАТ (организуемого в рамках STEM-образования): цели, средства, организация деятельности школьников, результаты. Презентации проектов см. в личном кабинете подписчика.

Ключевые слова: ЛАНАТ, летний научный лагерь, STEM-образование.

7.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне-июле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина А.Корреджо «Юпитер и Ио», скульптура Тихо Браге на о. Вен (пр. Эресун, Дания), а также астрофотографии Ио, ближайшего к Юпитеру галилеева спутника, в естественных цветах (видны признаки вулканической деятельности).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты,   Юпитер, вулканы на Ио, Тихо Браге – господин о. Вен.

8.

У нас в гостях журнал «Квантик»: Щетников А. schetnikov@ngs.ru (ООО «Новая школа», г. Новосибирск). Проекция Мерактора.

Перепечатка из журнала «Квантик»: популярно объясняется принцип построения географических карт с помощью картографической проекции, предложенной в XVI в. Г. Меркатором. Эта проекция позволяет легко прокладывать курс морским и воздушным судам.

Ключевые слова: журнал «Квантик», картографическая проекция, Меркатор, морская и воздушная навигация.

9.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика.Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) американского учителя Пола Хьюита (Paul G.Hewit): 137. Вызывает ли Луна приливы и отливы в нашем теле? 138. Могут ли наблюдатели на Луне любоваться восходами и закатами Земли? 139. Если поместить шарик для пинг-понга в стакан с водой, заключить всё это в герметичную камеру и увеличить давление, то как будет вести себя шарик?

Ключевые слова: приливы и отливы,  вид Земли с поверхности Луны, закон Архимеда.

10.

Фещенко Т.С. tatyana-feshchenko@yandex.ru, д.п.н. (ГАО УВПО МИОО, г. Москва). Искусство обучать: методы и приёмы формирования и развития универсальных учебных действий на уроках физики в условиях реализации ФГОС ООО. Лекция 4: Метапредметный результат при обучении физике: как его обеспечить, проверить и оценить

Показано, как  обеспечить, проверить и оценить метапредметный результат при обучении физике. Разъяснены основные характеристики качества полученных знаний и их связь с метапредметными результатами. Описан ряд способов организации работы с информацией в рамках этой технологии (обучение через задавание вопросов, метод Сократа, задания на объяснение, работа в группах, веб-квест). Приведён  кодификатор метапредметных результатов обучения.

Ключевые слова: ФГОС ООО, метапредметный результат,  кодификатор метапредметных результатов обучения

11.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru,  д.п.н. (МЦКО), Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru, к.ф.-м.н. (МГУ им. М.В. Ломоносова), Нурминский И.И. nurm481@yandex.ru, д.п.н. (Федеральная предметная комиссия разработчиков ЕГЭ по физике), г. Москва. Типичные ошибки учащихся при выполнении заданий КИМ ЕГЭ по физике.

Окончание лекции 3 дистанционного курса. Рассмотрены типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по разделу «Оптика. СТО» (распространение, отражение и преломление света, построение изображений в плоском зеркале, полное внутреннее отражение, линзы, глаз, интерференция, дифракция и дисперсия света, СТО)

Ключевые слова: дистанционный курс,  КИМ ЕГЭ по физике, задачи ЕГЭ, оптика, СТО.

12.

Дружинин Б.Л. bdruzhinin@mail.ru (г. Москва). Учительские заметки: 11. Говорит Москва

Продолжение публикации фрагментов кружковых занятий из дневника учителя (см. № 1–4/2016).

Ключевые слова: радио, беспроводная связь, Г. Маркони, А.С. Попов, 11 кл.

13.

Саранин В.А. val-sar@yandex.ru, д.ф.-м.н., проф., Иванов  Ю.В. iva-novs@list.ru, к.п.н. (ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов, Удмуртская Республика). Экспериментальные исследовательские задания. 

По рекомендации издательства ВАКО публикуются фрагменты брошюры «Экспериментальные исследовательские задания по физике. 7–11 классы. (М.: ВАКО, 2015.– 80 с.).

Ключевые слова: формы организации учебных исследований, физический турнир, исследовательские практикум, олимпиада, марафон, примеры исследовательских заданий

14.

Щетников А.И.schetnikov@ngs.ru (ООО «Новая школа», г. Новосибирск).  О плавающих шарах.

Качественно объяснён эффект взаимного притяжения двух шаров, плавающих в сосуде с водой, на основе законов гидростатики и капиллярных явлений.

Ключевые слова: гидростатика, капиллярные явления.

15.

Статья  на «облаке» (см. личный кабинет подписчика)

Иванова Т.А. tat.iv@bk.ru (МБОУ СОШ № 46, г. Калуга).  Физики – фронту. Внеклассное занятие, посвящённое Дню Победы в Великой Отечественной войне.