1.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (МЦКО,  г. Москва). Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по физике в 2015 г.

На базе материалов ФИПИ «Методические рекомендации по результатам ЕГЭ-2014. Физика» описаны изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по физике в 2015 г., включая переход на новый бланк ответов № 1. Внесены изменения в кодификатор ЕГЭ, существенно уменьшено число заданий с выбором ответа и расширен спектр заданий с кратким ответом, скорректированы критерии оценивания расчётных задач высокого уровня сложности. На примере раздела «Электродинамика» показана логика конструирования экзаменационного варианта, приведено много примеров заданий, иллюстрирующих основные положения.

Ключевые слова: ЕГЭ-2015 по физике.

2.

Конькова О.Н. (МКОУ СОШ № 4, п. Песковка, Омутнинский р-н, Кировская обл.). Закон Архимеда. Раздаточный материал дан в ЭП.

Представлен сценарий урока-экспериментального исследования, 8-й класс.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок-исследование, закон Архимеда

3.

Батяйкина Е.В. elena10167@mail.ru (МБОУ СОШ № 1,  г. Анапа,  Краснодарский край). Последовательное соединение проводников

Представлен сценарий урока-исследования с компьютерной поддержкой, 8  кл. (УМК А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. Физика 7–9). Акцент сделан на формирование основных понятий и их закрепление в ходе выполнения заданий. Существенная особенность урока – самостоятельное получение знаний учащимися.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок-исследование,  электрические явления, групповая работа, исследовательская деятельность, 8 кл.

4.

Некрасова А.В. fizikaav@mail.ru  (КОГОАУ Кировский экономико-правовой лицей, г. Киров). Урок-практикум по теме «Электрические явления».

Приведены материалы, позволяющие организовать тематическую серию из пяти уроков-практических работ, 8  кл..  В ЭП представлен обширный раздаточный материал и презентация, позволяющие значительно сократить время на подготовку.

Ключевые слова:  электрические явления, урок-практикум.

5.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина Тинторетто «Происхождение Млечного пути», а также астрофотографии V-образного скопления Гиады, рассеянных скоплений Плеяды и М 67.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, рассеянные скопления.

6.

Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства, г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Подводные камни закона Архимеда.

Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № 1/2013 г.,  обсуждаются типичные ошибки в рассуждениях учащихся.

Ключевые слова: журнал «Квантик», закон Архимеда.

7.

Пигалицын Л.В. Народный учитель России levp@rambler.ru  (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород, www.levpi.narod.ru). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в интернете: заметка «Чёрных дыр вообще не существует?» в печати, и подборка в ЭП: • Устройство, способное сделать всё невидимым • Квантовое позиционирование, к в 1000 раз точнее GPS • Роликовый механизм, способный восстановить функцию руки • Новая дата уничтожения Земли: 16 марта 2880 г. • Экспериментальное подтверждение существования истинно нейтральной частицы • Свет может замедляться! • Первый в мире настоящий робот-осьминог • Россия испытала импульсное электромагнитное оружие • Новый способ обнаружения гравитационных волн.

Ключевые слова: чёрные дыры,  квантовое позиционирование, невидимки, истинно нейтральная частица, скорость света, робот-осьминог, импульсное электромагнитное оружие, гравитационные волны.

8.

Афанасьева  Е.C. afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, г. Воскресенск, Московская обл.). Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность

Приведён авторский взгляд на проблему организации ученических исследовательских проектов, приведены примеры удачных проектов.

Ключевые слова: ученические исследовательские проекты.

9.

Ерофеев В.И. volodya.erofeev.2013@mail.ru (МАОУ Байкало-Кударинский ДДТ, с. Кудара, Кабанский  район, Респ.  Бурятия).  Спортивная радиотехника

Описано внеклассное мероприятие, проведённое учениками 5-го класса (членами радиотехнического кружка) для второклассников. В ЭП приведены принципиальные схемы самодельных устройств и описана их работа.

Ключевые слова: самодельные устройства  «Лабиринт»,  «Кто сильнее»,  «Кто выше», транзистор, резистор, конденсатор, радиотехнический кружок.

10.

Глобинец О.В. Lelja_777@list.ru  (МАОУ  СОШ № 1 им. Сергея Бондарева, пос. Серышево, Aмурская обл.). Увлекательные домашние задания.

Представлены домашние экспериментальные задания для учащихся 7–9-го классов.

Ключевые слова: нетрадиционные формы контроля, домашние задания по физике, 7–9 кл.

11.

 Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: на закон Архимеда в жидкости и в газе (Если сплошной медный куб и сплошной медный шар с одной и той же площадью поверхности полностью погрузить в воду…;  Определить плотность бруска из чёрного дерева, плавающего в воде так, как изображено на рисунке…;  Поставим горящую свечу в глубокий стакан. Возьмём стакан в вытянутую руку и начнём вращаться вокруг собственной оси. Куда отклонится пламя?)

Ключевые слова:  решение задач, закон Архимеда.

12.

Бушуева М.Е., Ляхов И.Ю. (НГТУ, Нижний Новгород), Комаров Б.Г. (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Санкт-Петербург), Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru, Скрытный  В.И. viskrytnyj@mephi.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва), Прунцев А.П. (МГУПС (МИИТ, г. Москва), Чостковская И.В. (СГАУ, г. Самара). Инженерная олимпиада школьников-2013/2014.

Представлены задачи очного заключительного тура второй инженерной олимпиады школьников, проведённой силами пяти ведущих российских вузов.

Ключевые слова: абитуриенту, инженерная олимпиада,  динамика, электростатика, электродинамика, термодинамика, МКТ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», НИЯУ МИФИ, МГУПС (МИИТ), СГАУ.

13.

Степанюк И.А., проф. stepanuk2009@rambler.ru ( РГГМУ, г. Санкт-Петербург). Штормгласс – предсказатель морских бурь.

Представлены ранние и современные данные характеристик штормгласса (штормовой склянки) в при изменениях погоды. В ЭП приведён фрагмент из книги Fitz Roy R. «The weather book:…», касающийся «штормовых склянок» с переводом на русский М.А. Бражникова.

Ключевые слова: штормгласс,  рекомендации Фицроя, автоматическая регистрация показаний.

14.

Евдокимов А.К., проф. akevdokimov@yandex.ru (ТулГУ, г. Тула). В гостях у Архимеда.

Архимед родился в 287 г. до н. э. в г. Сиракузы на острове Сицилия в семье родственника царя Гиерона. Во всемирной истории он был отмечен как великий учёный-мыслитель, математик-прикладник, инженер-исследователь и изобретатель-практик. Архимед дал мощный импульс последующему творческому движению народных масс планеты, в том числе и современному, а в России –  от школьников до глубоких пенсионеров. Современники установили, что  Архимед создал теорию пяти механизмов: рычага, клина, блока, винта и ворота (вращение), которые не только нашли широкое распространение в современных устройствах и технологиях, но и стимулировали создание новых элементов. Кроме того, историки отмечают его великий патриотизм к своей родине и к своему народу.

Ключевые слова: лабораторная работа, механические системы.

15.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). На INVENTECO EXPO.

Представлен фоторепортаж об участии московских школьников в работе  2-й Международной выставки изобретений и изобретателей стран Средиземноморья INVENTECO EXPO (г. Катания. о. Сицилия, Италия) в 2012 г. с посещением музея Архимеда в Сиракузах.

Ключевые слова: INVENTECO EXPO-2012, ученические проекты, музей Архимеда.

16.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Зимние причуды солнечных лучей.

На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне объясняется физическая природа солнечного гало. Как дополнение представлены фотографии редких атмосферных явлений: глории на Венере и на Земле.

Ключевые слова: солнечное гало, геометрическая оптика, преломление света, кристаллы льда, глории.

17.

Некролог: памяти К.Ю. Богданова

18.

Рефераты статей, размещённых на «облаке» (см. в личном кабинете)

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) · «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время, второй год обучения. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–12/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к первым темам блока 8 «Магнитные явления», изучаемым в январе, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме. Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. 8.1. Магнитное действие (Магнитное поле, линии поля. Магнитное поле катушки с током.Электромагнит, применение).  8.2. Постоянные магниты  (Естественные и искусственные магниты. Применение магнитов.  8.3. Магнитное поле Земли  (Дрейф магнитных полюсов. Магнитная буря. Магнитная аномалия. Полярное сияние).

Архипова Е.А. school16_orel@mail.ru  (МБОУ гимн. № 16, г. Орёл). «Как чудо природы является гений…». Физико-лирический мастер-класс, 8–9-й кл.

Афанасьева  Е.С. afanasyeva70@mail.ru (МОУ лицей № 6, г. Воскресенск, Московская обл.). Физика в  морских  сражениях. Три шуточных задачи по оптике:  1) Джек Воробей и испанское золото;  2) Пират Джон, юнга Петя и зрительная труба; 3) Капитан и труба Галилея.

Ионова А.А., Митерёва А.В. helenapotter@mail.ru (8 кл.,  МБОУ гимн. № 16,  г. Орёл). Загадка «солнечного камня». Ученический исследовательский проект. Научный руководитель: учитель физики  Е.А. Архипова school16_orel@mail.ru.

Инвестиционно-промышленный холдинг GS Group. Международный конкурс по физике.

Компания Crystal Protection. Детский интернет – каталог из 75 000 сайтов и детский медиа портал на 30 000 роликов и передач с интегрированной системой поиска

Корпорация Intel. Пресс-релизы: · Первые финалисты, которые поедут на конкурс Intel®ISEF-2015: от Украины; от России (конкурс РОСТ).

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (ПоЦАКО, г. Нижний Новгород). МикроЭВМ  Arduino (продолжение, см. № 10–12/2013; 2, 7–8, 10–12/2014). 9. Ардуино измеряет влажность почвы.

Политехнический музей. Образовательные программы.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). · Стенгазета «Физика для  школьника» № 12 (Интерференция и дифракция. Фаза колебаний, 11 кл.) ·  Презентация «Влажность» (для повторения в 8, 10 кл.) · Миииплакат «Относительная влажность воздуха» (10 кл.)