1.

4 октября 1957 г.

Приведена подборка материалов, посвящённая запуску первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г.

Ключевые слова: первый искусственный спутник Земли, 4 октября 1957 г., День космических войск России.

2.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, редакция журнала «Физика» ИД «Первое сентября», г. Москва). Полёты в мечтах… и наяву

Представлена учебно-историческая реконструкция изобретения воздушного шара и первых полётов, проиллюстрированная отрывками из учебника физики XVIII в. П. Гиларовского и дополненная историческими задачами, которые представлены в электронных приложениях к номеру.

Ключевые слова: монгольфьер, шарльер, парашют, гипотеза, модельный опыт.

3.

Хоменко С.В., Поваляев О.А. olegpovalyaev@gmail.com, Ханнанов Н.К. khann@dio.ru (фирма «Научные развлечения», г. Москва). Исследуем звук.

Показаны методические возможности изучения звуковых явлений с помощью двухканального датчика звука и демонстрационного оборудования фирмы «Научные развлечения».

Ключевые слова: звуковые явления,  датчик звука, цифровая лаборатория, демонстрационный эксперимент, исследовательская деятельность школьников, фирма «Научные развлечения».

4.

Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru (ИСМО РАО, г. Москва). Вычисления  на уроках физики необходимы!

Рассмотрены проблемы организации вычислительной работы на уроках физики и  в процессе государственной итоговой аттестации.

Ключевые слова: научный непрограммируемый калькулятор.

5.

Горбанёва М.Н. gorbanewa.m@yandex.ru (МБОУ  Элистинский лицей, г. Элиста, Респ. Калмыкия). Учись видеть новое!

Представлен сценарий урока изложения нового материала с элементами проблемного обучения, урока-путешествия в мир нанотехнологий, 4 кл.

Ключевые слова: урок изложения нового материала, урок -путешествия, мир нанотехнологий.

6.

Зинченко Г.А. fizika20@mail.ru (МОУ СОШ  № 40 с угл. изучением предметов художественно-эстетического цикла, г.  Рязань). Путешествие в Теплоград, 8 класс

Представлен сценарий внеклассного мероприятия – урока-путешествия,  приуроченного ко дню рождения М.В. Ломоносова. 8  кл.

Ключевые слова: внеклассное межшкольное мероприятие-игра, М.В. Ломоносов,  тепловые  явления.

7.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в ноябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение скульптуры К. Миллеса «Человек и Пегас», а также астрофотографии галактик M106 и NGC 474.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, галактики M106 и NGC 474.

8.

Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства,  г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Телефон.

Перепечатка одноимённой статьи   из журнала «Квантик» № 4/2013 г., обсуждается распространение звука.

Ключевые слова: звук, распространение звука.

9.

Чупин В.Д. chwd@rambler.ru (МАОУ СОШ № 10, г. Чайковский, Пермский кр.). Обсерватории на банкнотах мира.

Приведены аверсы 6 банкнот разных стран мира с изображением обсерваторий.

Ключевые слова: банкнота, обсерваторияю

10.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск).  Цветная Вселенная: 6. Чёрные дыры.

Популярно изложены основные свойства чёрных дыр.

Ключевые слова: гравитационный радиус, чёрные дыры.

11.

 Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Три задачи (с решениями) с сайта Next-Тime Question: на теплопроводность (Металлическое тело или аналогичное деревянное, имеющее ту же температуру, растопит больше льда?); на законы Паскаля и Архимеда (Что будет, если притопленный воздушный шарик притопить ещё больше?); на звук (Изменяется ли высота звука свистка, когда дует ветер?).

Ключевые слова: теплопроводность, закон Паскаля,  закон  Архимеда, звук.

12.

Буханов В.М., Вишнякова Е.А., Грачёв А.В., Зотеев А.В., проф. Козлов С.Н., Лукашева Е.В., Невзоров А.Н., Нетребко Н.В., Никитин С.Ю., Погожев В.А., проф.  Поляков П.А.,  Полякова М.С., Склянкин А.А., Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru, Чистякова Н.И. (физфак МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов-2013/2014». 

Продолжение, см. № 9/2014: представлены задачи по физике второго тура (механика, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика, оптика) с решениями, предлагавшиеся на олимпиаде «Ломоносов», которая традиционно проводится МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: олимпиада «Ломоносов», решение задач, абитуриенту, физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

13.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Как Христиан Гюйгенс сделал из физического маятника математический.

Изложено решение Х. Гюйгенса задачи о нахождении центра качания физического маятника.

Ключевые слова:  Х. Гюйгенс, измерение времени, маятник, центр качания.

14.

 Латухина Н.В. natalat@yandex.ru (ГОУ ВПО СамГУ, г. Самара). Физические основы нанотехнологий. Лекция 6. Технологии изготовления наноматериалов и наносистем

Продолжение, см. № 2–7_8/2014. На доступном для учеников старших классов средней (полной) общеобразовательной школы уровне рассмотрены основные методы изготовления наноматериалов и наноструктур. Показаны особенности применения традиционных методов изготовления полупроводниковых материалов – эпитаксии и литографии – в применении к наноразмерным системам, дан краткий обзор специфических методов нанотехнологий, использующих процессы самосборки и самоорганизации наноструктур.

Ключевые слова: нанотехнологии, эпитаксия, нанолитография, АСМ-литография, самоорганизация, самосборка.

15.

Рейман А.М. rey_noc@mail.ru (ИПФ РАН, г. Нижний Новгород). Международный конкурс Intel® ISEF-2014.

Фоторепортаж о 65-м международном конкурсе школьников Intel® ISEF-2014.

Ключевые слова: конкурсы Intel® ISEF, Балтийский научно-инженерный конкурс, Приволжский научно-инженерный конкурс РОСТ-Intel, Юниор, Intel-Авангард, Учёные будущего, Шаг в будущее, Intel Техно-Украина, Intel Эко-Украина, БелЮниор, Дарын, Молодые учёные Азербайджана, Mold-ISEF-2014.

16.

Фомин Всеволод fomin.vsevolod96@yandex.ru (11 кл., МБОУ лицей № 40, НОУ Нижегородского научного центра РАН  «Школа юного исследователя», г. Нижний Новогород). Система для спекл-контрастной визуализации кровеносных сосудов. Ученический научно-исследовательский проект. Рук.  П.А. Шилягин, к.ф.-м.н., н. с. ИПФ РАН, г. Нижний Новогород.

Описана оригинальная методика спекл-контрастной визуализации пространственной картины распределения кровотока на уровне артериол и венул, что позволяет в реальном времени осуществлять мониторинг  транспортировки кислорода и питательных веществ ко всем частям тела. Методика основана на уменьшении контраста участков изображения из-за движения областей изучаемого объекта во время экспозиции. Программный код обрабатывает получаемые данные и выделяет области с пониженным контрастом, свидетельствующие о присутствии в них движущихся рассеивателей.

Ключевые слова: конкурс РОСТ-Intel, Intel® ISEF-2014, спекл-контрастная визуализация кровеносных сосудов.

17.

Рефераты публикаций на «облаке»

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл. (второй год обучения), 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–9/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебных материалов к последним темам блока 6 «Механические явления», изучаемым в октябре, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме:  6.5.  Стихийные бедствия (Обзорная характеристика некоторых видов стихийных бедствий); 6.6. Занимательная физика (Как это устроено? Как это работает? Замечательные изобретения и устройства); 6.7. Конкурсная игра. (Центростремительная сила. Движение небесных тел). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Вильгельм Эдуард Вебер (24.10.1804–23.06.1891). Краткая биография (и презентация) немецкого изобретателя первого в Германии электромагнитного телеграфа стрелочного типа, выдающегося исследователя в области земного магнетизма, гидродинамики, акустики, теплоты, молекулярной физики, электродинамики.

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru  (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). Курс интенсивной (годичной) подготовки к ЕГЭ. (Продолжение, см. № 7–12/2013;  1, 2/2014) · Общие рекомендации к организации курса · Тема 1. Кинематика. Занятие 2. Движение по окружности, криволинейное движение: 1-2. Рекомендации к занятию2-2. Задачи.  3-2. Дополнительные задания базового уровня (апробированы учителем физики Дюндиковой Н.П., г. Можайск). 4-2. Задачи с подсказками («облаками воспоминаний»). 5-2. Ответы к заданиям А, В, задаче С1 и заданиям дополнительного тренинга. 6-2. Дополнительный тренинг.

Компания Polymedia. VI международная научно-практическая педагогическая конференция «Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI века» (8–9 июля 2014 г., п. Zavidovo,  Тверская обл.). Пострелиз.

Корпорация Intel. Пресс-релизы: · Новая школа: мой маршрут. Вторая онлайн-конференция для учителей (22.09–15.11, участие бесплатное), посвящённая обмену опытом в сфере использования новейших информационных технологий в учебном процессе. В рамках мероприятия пройдут мастер-классы, тренинги, видео-презентации, вебинары, круглые столы, доклады, дискуссии и консультации. Регистрация  на сайте  https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/ · Итоги конкурса идей «Технологические перспективы будущего» · Новые решения для образования в рамках конференции ISTE-2014 · Социальная инициатива  «Классный возраст» ·  7 наград российских старшекласников на международном научно-инженерном конкурсе Intel®ISEF-2014.

Михайлов И.Е. m1i976@yandex.ru (г. Москва). Астрономия в литературе.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) · Новости науки и техники · МикроЭВМ  Ардуино в школьном физическом эксперименте: 6. Вывод информации на экран компьютера (продолжение, см. №  10–12/2013, 2, 7_8/14).