1.

Ольховская Е.А. eaol@mail.ru (ГБОУ СОШ № 1370 с УИАЯ, г. Москва). И снова – День физики на Марафоне.

Убедительный ответ на вопросы: зачем каждый год ходить на День физики? Да ещё и в свой выходной?  что может быть нового? материалами переполнен интернет, книги есть в издательствах, пообщаться можно и в сети, а физика – она и в Африке физика! Оказывается, смысл есть – получить путеводную нить в море информации, пообщаться с коллегами не только московскими и подмосковными, ознакомиться с новыми учебными экспериментами – фронтальными, лабораторными, демонстрационными.

Ключевые слова: День физики на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов-2014.

2.

Бражников М.А., Ковалева  С.Я., Козлова  Н.Д., Милюкова Н.Ю. periodical@1sept.ru (редакция журнала «Физика» ИД «Первое сентября», г. Москва).

День физики на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов: 5 апреля 2014 г.

Фоторепортаж о Дне учителя физики в рамках Всероссийского педагогического Марафона учебных предметов.

Ключевые слова: Всероссийский педагогический Марафон учебных предметов, День физики.

3.

Генденштейн Л.Э. genden@list.ru (ИСМО РАО, г. Москва), Кошкина А.В. angko@yandex.ru (МБОУ СОШ № 37, г. Архангельск). Новый УМК по физике для старшей школы – базовый и углублённый уровни.

Представлен новый УМК по физике («ФИЗИКА 10–11 классы», базовый и углублённый уровни, авторы Л.Э. Генденштейн и др.) издательства «Мнемозина» на основе системно-деятельностного подхода к обучению, обеспечивающем максимальное вовлечение учеников в обучение.

Ключевые слова: День физики на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов, УМК Л.Э. Генденштейна ФИЗИКА 10–11 классы, базовый и углублённый уровни. 

4.

Соловьёва В.А. uchitelka_01@mail.ru (Быковская СОШ № 15, пос. Быково, Раменский район, Московская обл.). Исследование явлений отражения и преломления света

Описан опыт обучения физике учеников с ограниченными возможностями здоровья в рамках технологии дистанционного обучения  с акцентом на  эксперимент  с использованием цифровых лабораторий.

Ключевые слова: День физики на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов, физический эксперимент, дистанционное обучение  детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.

Шафеев Р.Г. schaframil@yandex.ru (МБОУ СОШ с. Талачево, МР Стерлитамакский, Респубика Башкортостан). Явление электромагнитной индукции.

Приведён сценарий урока объяснения нового материала с применением демонстрационного эксперимента и ИКТ, 11 класс. Этап актуализации знаний проводится путём фронтального опроса и сообщения ученика о жизни М. Фарадея. Учитель ставит  проблему возможности получения электрического тока в проводнике с помощью переменного магнитного поля. Учащиеся через демонстрационные опыты убеждаются, что поднятая проблема разрешима и знакомятся с явлением электромагнитной индукции. Для закрепления знаний проводится практическая  работа.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок объяснения нового материала, Майкл Фарадей, электромагнитная индукция, индукционный ток, магнитный поток, 11 кл.

6.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в октябре.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена картина Ф. Лейтона «Персей на Пегасе», а также астрофотографии галактики  NGC 2841 в видимых и рентгеновских лучах.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Персея, галактика  NGC 2841.

7.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в интернете. Расширенный обзор дан в электронных приложениях.

Ключевые слова: искусственные алмазы, графен, лазер против молний, безлинзовая камера, масса кварка, гравитационные волны,  микродвигатель внутреннего сгорания.

8.

Бердников А. beerdoss@mail.ru (Центр педагогического мастерства,  г. Москва). У нас в гостях журнал «Квантик»: Из пустого в порожнее.

Перепечатка одноимённой статьи из журнала «Квантик» № ?/201? г., обсуждается теплопередача.

Ключевые слова: тепловые явления, теплопередача.

9.

Никифоров Г.Г. nikiforowgg@mail.ru (ИСМО РАО, г. Москва), Поваляев О.А. olegpovalyaev@gmail.com (ООО «Научные развлечения», г. Долгопрудный. Московская обл.). Фронтальный комплект оборудования нового поколения.  (Со вставокй «Научные калькуляторы»).

Рассмотрены основные проблемы фронтального эксперимента при переходе к стандарту нового поколения и способы их решения.

Ключевые слова: День физики на Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов, фронтальный эксперимент, школьное оборудование, ФГОС.

10.

Стасенко А.Л., проф. Serpantin37@mail.ru (МФТИ, г. Жуковский, Московская обл.). Луч Солнца золотой… 

Показано, как из соображений размерностей определяющих физических величин можно получить законы термодинамически равновесного излучения и «мгновенно» оценить температуру Солнца, которое оказывается зелёной звездой и одновременно абсолютно чёрным телом.

Ключевые слова: закон смещения Вина, закон Стефана-Больцмана, ундаментальные физические константы.

11.

Гришин Г.А. mash404@mail.ru, Доброхотов С.Б. (МБОУ лицей при УлГТУ,  г. Ульяновск). Загадка баллистического пистолета 

Сделана попытка ответить на вопрос, который обычно обходится стороной в школьном курсе физики ввиду неприменимости закона сохранения импульса для случаев незамкнутых систем, когда присутствуют внешние силы. На примере выстрела вертикально шариком из баллистического пистолета получаются парадоксальные, на первый взгляд, результаты. Однако подробное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать вполне оправданный физический ответ на поставленную проблемную ситуацию.

Ключевые слова: ФГОС, история содержания курса физики, сокращение числа часов, ступени изучения физики, концепция физического образования, абстрактное мышление, структура курса физики.

12.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Две задачи (с решениями) из журнала «Physics Teacher»: на понятие температуры (1. «Какую температуру имеет кубик, если он в два раза горячее такого же кубика, имеющего температуру 10 °С?». 2. Почему искра от бенгальского огня, имеющая температуру 1800 °С, попав на кожу, не вызывает ожога, а стенка раскалённой всего до 200 °С печки обжигает?)

Ключевые слова: тепловые явления, температура, теплопередача.

13.

Буханов В.М., Вишнякова Е.А., Грачёв А.В., Зотеев А.В., проф. Козлов С.Н., Лукашева Е.В., Невзоров А.Н., Нетребко Н.В., Никитин С.Ю., Погожев В.А., проф.  Поляков П.А.,  Полякова М.С., Склянкин А.А., Чесноков С.С. sergeychesnokov@mail.ru, Чистякова Н.И. (физфак МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва). Олимпиада «Ломоносов-2013/2014». 

Представлены задачи по физике (механика, динамика, электростатика, электродинамика, МКТ, термодинамика, оптика) с решениями, предлагавшиеся на олимпиаде «Ломоносов», которая традиционно проводится МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: олимпиада «Ломоносов», решение задач, абитуриенту, физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

14.

Гусев Е.Б. e.gusev@rsu.edu.ru (РГУ имени  С.А. Есенина, г. Рязань). Физические затмения в Солнечной системе. 

Рассматриваются явления образования тени и полутени от от космических тел и земных предметов. Материал может быть использован при изучении астрономии и геометрической оптики.

Ключевые слова: физические затмения, тень Земли, полутень, искусственные спутники Земли, рефракция. 

15.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Музей Бургаве (Boerhaave) в Лейдене.

Фоторепортаж о музее Архимеда в г. Сиракузы, приведены два рассказа, связанных с трудами великого древнегреческого учёного: «Как взвесить параболу». «Как прочитали рукопись Архимеда». Презентация «Наш Архимед: между физикой, математикой и бесконечностью» дана в ЭП.

Ключевые слова: фоторепортаж, музей Архимеда, конические сечения, комбинаторика, квадрат Архимеда, параболические зеркала, метод «исчерпывания» квадратура параболы.

16.

Рефераты публикаций на «облаке»

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас». Окончание пропедевтического учебного курса, 5–6 кл. (первый год обучения), 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. (Продолжение. См. № 7–12/2013; № 1–7_8/2014): ·  Пояснительная записка и полный комплект учебных материалов к последним темам блока 6 «Механические явления», изучаемым в сентябре, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме:  6.1. Энергия (Виды энергии. Шкала энергий. Закон сохранения энергии); 6.2. Механика жидкости и газа (Неразрывность струи. Подъёмная сила крыла. Сообщающиеся сосуды); 6.3. Равновесие тел  (Центр тяжести. Виды равновесия. Гироскоп); 6.4. Движение по окружности (Центробежная сила. Движение небесных тел). Для тех, у кого медленный интернет, на Яндекс-диске выкладываются полные версии каждого занятия с возможностью скачать каждый файл отдельно. Адреса см. в файлах с пояснительной запиской и с послайдовыми текстами.

Денисова И.Э.  irina.e.denisova@gmail.com (АСОШ № 3, г. Андреаполь, Тверская обл.). Физика в игрушках. Ученический проект  Насти Мороко и Ирины Вандышевой, 8 кл. Учебный видеофильм, выполненный в рамках школьного мегапроекта по созданию мультимедийных пособий для изучения физики.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) •  Новости науки и техники

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). Физика для  школьника: · Стенгазета № 9 · Сценка «Если не я, то кто?» (7 кл., исполнители Хамикоев Азамат, Тебиев Азамат, Гарченко Артур) · Презентация с задниками к сценке · Список литературы.

Сапанович В.А. vsapanovich@gmail.com (Майская СШ, Жлобинский р-н, Гомельская обл., Респ. Беларусь). Морской бой. Представлены по 30 вопросов по всем темам для 8-го и 9-го классов к известной игре на сетках 7 х 7. Можно использовать на уроках обобщающего повторения, на факультативах или на неделе физики.

Тарчевский А.Е. tarchevskiy@mail.ru (ГОУ СОШ № 179  МИОО, г. Москва). «Красивые» опыты на уроках физики и в практикуме. Презентация к докладу на Марафоне-2014.

Чжан М.Б. (МОУ лицей г. Фрязино, Московская обл.). Проблемный физический эксперимент как фактор развития критического и универсального мышления. Тезисы доклада на Марафоне-2014 и презентация.

Чугаева С.П. (МБОУ КСОШ № 1, г. Костерёво, Петушинский р-н, Владимирская обл.). Детективные истории с физическим содержанием. Три рассказа  для знатоков физики любого возраста.