1.

Поздравление ректора НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханова с Новым Годом.

Ключевые слова: НИЯУ МИФИ, М.Н. Стриханов.

2.

Ганат С.А. SAGanat@mephi.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва).  Сетевая школа НИЯУ МИФИ – помощь вуза школе.
Приведена информация о дистанционных курсах для школьников и школьных учителей в рамках образовательного проекта «Сетевая школа НИЯУ МИФИ» [school.mephi.ru], целью которого является помощь школе в области обучения  предметам физико-математического и естественнонаучного циклов, а также о других мероприятиях в этом направлении. Указаны интернет-адреса, по которым можно прослушать и скачать лекции, видеоролики с показом физических экспериментов и разбором решений задач.

Ключевые слова: сетевая школа НИЯУ МИФИ, дистанционные курсы, учебные видеоролики.

3.

Ивашкина Д.А. ivashkina.diana@gmail.com (МАОУ Лицей г. Троицка, Московская обл.). Эксперимент как метапредметная деятельность: реализация ФГОС на примере курса физики.

Представлены фрагменты  лекции 2 нового дистанционного курса ПУПС (16-014). Полный текст лекции дан на диске.

Ключевые слова: метапредметная деятельность, ФГОС, эксперимент.

4.

Соловьёва В.А. uchitelka_01@mail.ru (МОУ БСОШ № 15, п. Быково, Раменский р-н, Московская обл.).  Сетевые он-лайн-уроки с использованием цифровых лабораторий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рассказывается об опыте участия в  инновационном проекте «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». Приведен сценарий сетевого урока «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля», 7 кл. На диске дан вспомогательный материал к этому уроку.

Ключевые слова: «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья», сетевой урок.  

5.

Коновалихин С.В. ksv22@bk.ru (МОУ СОШ № 75, МО Черноголовка, Московская обл.). Демонстрации с применением ИКТ.

Описаны четыре  демонстрационных эксперимента, позволяющих оптимизировать учебный процесс, насытить урок самостоятельными действиями учащихся, совместить демонстрационный эксперимент с компьютерной обработкой результатов.

Ключевые слова: школьный демонстрационный эксперимент, ИКТ в преподавании физики, оптимизация учебного процесса.

6.

Аристархова Л.И. 9157895240@mail.ru (МКОУ РСОШ, п. Ревякино, Ясногорский р-н, Тульская обл.). Электромагнитные волны.

Приведён сценарий урока повторения и обобщения с «кодовым» названием «Невидимые, вездесущие, и … моё поведение», 11 кл. На диске представлены советы по организации такого урока и дан раздаточный материал.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», спектр электромагнитных излучений,   электромагнитные волны.

7.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575, г. Москва). Музей  «Огни Москвы»: открытие музейной светотехнической лаборатории.

Представлен  фоторепортаж об открытии в музее «Огни Москвы»  новой экспозиции – музейной светотехнической лаборатории.  

Ключевые слова: светотехника, лампа накаливания, интерактивный музей,

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в феврале.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведена репродукция картины П. Рубенса «Похищение Европы», рисунок Крабовидной туманности, выполненный лордом Россом, и астрофотография этой туманности.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, Крабовидная туманность, П. Рубенс, «Похищение Европы».

9.

Чупин В.Д. chwd@rambler.ru (МАОУ СОШ № 10, г. Чайковский, Пермский кр.). Пыхтящий двигатель прогресса  на банкнотах мира.

Дан беглый очерк истории устройств с использованием паровых двигателей: паровозов и пароходов. На диске приведены 69 репродукций банкнот разных стран с изображением этих механизмов.

Ключевые слова: паровой двигатель, паровоз, пароход, банкноты.

10.

Карташов В.Ф. kartash44@yandex.ru (ЧИПС, г. Челябинск).  Цветная Вселенная. Зелёный луч  Солнца).

Представлена подборка фотографий из Интернета, на которых зафиксированы  явления, наблюдаемые в земной атмосфере, – окрашивание земной атмосферы в разные цвета (заря) при восходе и заходе Солнца, зелёный луч, голубой луч. Поставлены вопросы, ответы на которые требуют применения физических знаний.

Ключевые слова: заревой сегмент, пояс Венеры, зелёный луч, голубой луч.

11.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru  (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Перевод с англ. двух задач из журнала «Physics Teacher» на тему «Крутящий момент» и «Конденсация».

Ключевые слова: решение задач.

12.

Рубаков В.А. rubakov@inr.ac.ru проф., академик РАН (Институт ядерных исследований РАН, физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Физика элементарных частиц и космология: современный этап развития.

Популярно представлено современное понимание нерешённых проблем физики элементарных частиц и космологии: какой материей наполнена Вселенная сегодня? какова была её эволюция в прошлом? какие процессы, происходившие между элементарными частицами в ранней Вселенной, привели в конечном итоге к её современному состоянию?

Ключевые слова: космология, Вселенная, тёмная энергия, тёмная материя.

13.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ НИУ), г. Москва.  МАИ (НИУ)-2013: российская аэрокосмическая олимпиада.

Представлены 10 задач с решениями, составляющие вариант первого тура олимпиады 2012/2013 уч. г. Тематика задач: механика,  термодинамика, электростатика, электродинамика.

Ключевые слова: решение задач, МАИ (НИУ), российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриент.

14.

Муравьёв С.Е. semuraviev@mail.ru (НИЯУ МИФИ, г. Москва). Олимпиада «Росатом».  Физика.

Приведены задачи по физике (с ответами и решениями) для учащихся 11-го класса, предлагавшиеся на олимпиаде «Росатом» в 2013 г. Видеоролики с разбором заданий олимпиады см. на сайте http://www.youtube.com/watch?v=Z1gz3OepvO4.

Ключевые слова: решение задач, олимпиада «Росатом».

15.

Булюбаш Б.В. borisbu@sandy.ru, Пономарёв С.М. s_m_pon@mail.ru (НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород). Нижегородский кружок любителей физики и астрономии: страницы истории.

Рассказывается история Нижегородского кружка любителей физики и астрономии. Показано, как можно с современным учеником поработать с текстом доклада члена кружка Р.А. Штюрмера. На диске приведены три оригинальные статьи членов кружка.

Ключевые слова: Нижегородский кружок любителей физики и астрономии.

16.

Бражников М.А.  birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва). «... На звание техника путей сообщения…».

Приведена подборка «инженерных» задач, объединённых темой «паровой двигатель, паровоз». Часть задач дана на диске.

Ключевые слова: инженер, паровоз, тендер, трубка Пито, сила трения.

17.

Рефераты публикаций на диске

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ Первая школа, г. Москва) • «Физика вокруг нас»/ Пропедевтический учебный курс, 5–6 кл., 34 еженедельных получасовых (20–25 мин) занятия во внеурочное время. Пояснительная записка и полный комплект учебного материала к  темам блока 3 «Тепловые явления», изучаемым в январе, – мультимедийные презентации с видеофрагментами в сопровождении послайдового текста к каждой теме: 3.1. Температура (Тепловое движение. Температура. Температурные шкалы. Шкала температур); 3.2. Тепловое расширение (Тепловое расширение. Примеры в технике. Расширение воды при замерзании); 3.3-3.4. Фазовые переходы  (Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Снежинки).    

Ковалева С.Я. svekova@mail.ru  (ГБОУ ВПО АСОУ МО, г. Москва). Курс интенсивной (годичной) подготовки к ЕГЭ. (Продолжение, см. № 7_8, 9/2013.) • Общие рекомендации к организации курса • Тема 7. Электростатика. Занятие 10 (Электростатические взаимодействия и свойства основных элементов в задачах: точка, шар, плоскость):  1-10. Рекомендации к занятию.  2-10. Задачи.  3-10. Дополнительные задания базового уровня (апробированы учителем физики Дюндиковой Н.П., г. Можайск). 4-10. Задачи с подсказками («облаками воспоминаний»). 5-10. Ответы к заданиям А, В, задаче С1 и заданиям дополнительного тренинга. 6-10. Дополнительный тренинг.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл  • Тематические тестовые задания в форме ГИА, 9 кл. 4. Давление. Атмосферное давление. Плавание тел. Законы сохранения. 5. Механические колебания и волны. •  Новости науки и техники.

Радченко Т.И. fizika-tehnika@rambler.ru (МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания). «Физика для школьника»: • Стенгазета «Вектор и скаляр» (№ 4. Электрический мир) • Плакат: «Соединения проводников», 8 кл.

Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов). Физические приборы из домашнего хлама:  2. Вода в решете.