1.

Шатохин С.И. sichat@list.ru (Крутовская ООШ, с. Крутое, Колпнянский район,  Орловская обл.). Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива

Представлен сценарий урока изучения нового материала, подкрепляемый экспериментом. На диске – презентация и раздаточный материал.

Ключевые слова: Орловский выпуск, конкурс «Я иду на урок», энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива, 8 кл.

Shatokhin S.I. (Krutovskaya SS, v. Krutoye, d. Kolpninsky, Orel reg.). The energy of the fuel. Specific heat of combustion of fuel.

We present a plan of a lesson of studying the new material, supported by experiment. On the disk, a presentation and a distributing material are shown.

Keywords: Orel issue, competition «I'm going to class», energy of the fuel, specific heat of combustion of fuel, grade 8.

2.

Морозова О.Ю. (Управление информации и общественных связей), Суханькова Е.П. elena517@mаil.ru  (МБОУ сош № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Статика. Устойчивость равновесия тел. Повторительно-обобщающий открытый интегрированный урок с ФИЗИКА + ИНФОРМАТИКА (2 ч), 10-й класс

Приведён сценарий (в сокращении) сдвоенного урока, завершающего изучение темы «Статика», с решением типовых задач на устойчивость равновесия тел и экспериментальными исследованиями. На диске – полный текст с решениями всех задач.

Ключевые слова: Орловский выпуск, конкурс «Я иду на урок», статика, устойчивость, равновесие.

Morozova O.Yu.  (The Department of information and public relations), Sukhankova E.P. (MBEI SS № 12 of a name of the Hero of the Soviet Union I.N. Mashkarin, Orel). Statics. The stability of equilibrium of bodies. The repetitive generalizing open integrated lesson PHYSICS + INFORMATICS (2 h), grade 10.

We give a plan  (in reduction) of a dual lesson the final study of the theme «Statics», with the solution of typical tasks on the stability of equilibrium of bodies and experimental researches. A full text with solutions of all tasks is given on the disk.

Keywords: Orel issue, competition «I'm going to class», statics, stability, equilibrium.

3.

Шишков П.А.  dd291067@rambler.ru (МБОУ лицей № 22, г. Орёл). Свободные колебания нитяного маятника.

Представлен план-конспект открытого урока-лабораторной работы с элементами здоровьесберегающих технологий, 9 кл. Раздаточный материал дан на диске.

Ключевые слова: Орловский выпуск, конкурс «Я иду на урок», урок-лабораторная работа, здоровьесберегающие технологии, 9 кл.

Shishkov P.A. (MBEI lyceum № 22, Orel). Free oscillations of a thread pendulum.

We present a plan abstract of the open lesson-laboratory work with elements of health saving technologies, grade 9. The distributing material is given on the disk

Keywords: Orel issue, competition «I'm going to class», lesson-laboratory work, health saving technologies, grade 9.

4.

Скукина Н.А. natalya.skukina@yandex.ru (МБОУ СОШ № 11 им.Г.М. Пясецкого, г. Орёл). Метод многократного повторения.

Описан опыт применения старого, но всё ещё эффективного метода обучения физике, в разных ситуациях.

Ключевые слова: Орловский выпуск, метод многократного повторения.

Skukina N.A. (MBEI SS № 11 of a name of G.M. Pyasetsky, Orel). Method of the multiple repetition.

We describe the experience of an old, but still effective method of teaching physics in different situations.

Keywords: Orel issue, method of the multiple repetition.

5.

Мишин А.Н. mish5757@mail.ru (МБОУ Успенская СОШ, Ливенский район, Орловская обл.). Действия электрического тока.

Описаны четыре демонстрационных эксперимента  по действию электрического тока для учащихся 8-го и 10-го классов. На диске представлены видеоролики, которые позволяют при повторении материала не тратить  время на натурные опыты. 

Ключевые слова: Орловский выпуск, эксперимент,  действия электрического тока, 8, 10 классы.

Mishin A.N. (MBEI Uspenskaya SS, d. Livensky,  Orel reg.). Effects of the electric current.

We describe four demonstration experiments on the effects of the electric current for students of grades 8 and 10. The CD contains movies, which allow not to waste time at repetition of a material on full-scale experiments.

Keywords: Orel issue, experiment, effects of the electric current, grades 8 and 10.

6.

Воробьёва Е.А. Lenavorob69@gmail.com (МБОУ лицей № 40,  г. Орёл). Фонтаны.

Представлены ученические презентации, выполненные учащимися 7-го класса А. Шалимовым, П. Грачёвым, Е. Мишиной после изучения темы «Cообщающиеся сосуды». Ученики также показали работу фонтанов, купленных в магазинах и изготовленных самостоятельно.

Ключевые слова: Орловский выпуск, фонтан, сообщающиеся сосуды, 7 класс.

Vorobyova E.A. (MBEI lyceum № 40, Orel). Fountains. 

We present student presentations executed by the students (grade 7) A. Shalimov, P. Grachev, and E. Mishina after studying the theme «Connecting vessels». Students also showed the work of fountains, bought in shops and made independently.

Keywords: Orel issue, fountain, connecting vessels, grade 7.

7.

Хвалей Андрей. (7 класс, МБОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Устойчивость самолётов Н.Н. Поликарпова.

Ученический реферативный проект (руководитель: учитель физики  Е.П. Суханькова), посвящённый выдающемуся советскому авиаконструктору, уроженцу Орловской области  Н.Н. Поликарпову. В печати представлен в сокращении, полный текст проекта дан на диске.

Ключевые слова: Н.Н. Поликарпов, авиаконструктор, самолётостроение.

Hvaley Andrey (grade 7, MBEI SS № 12 of a name of the Hero of the Soviet Union I.N. Mashkarin, Orel). Stability of planes of N.N. Polikarpov.

We give the student abstract project (head: the teacher of physics E.P.Sukhankova), devoted to the outstanding Soviet aircraft designer, the native of the Orel region N.N. Polikarpov.

To the press, it is presented in reduction, the full text of the project is given on the disk.

Keywords: N.N. Polikarpov, aircraft designer, aircraft construction.

8.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (ФИПИ, г. Москва). Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом В КИМ ЕГЭ-2013.

Представлены критерии оценивания заданий ЕГЭ-2013 типа С1–С6.

Ключевые слова: КИМ ЕГЭ, задания части C.

Demidova M.Yu. (FIPM, Moscow). Criteria of estimation of tasks with developed answers in CMM EGE–2013.

We present criteria of estimation of tasks of CMM EGE-2013 of the C1–C6 type

Keywords: CMM EGE, tasks of the part C.

9.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июле.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено изображение статуи Асклепияна о. Кос, а также астрофотография планетарной туманности NGC 3132 (Южное кольцо) и галактики M64 (Чёрный глаз).

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, Асклепий, планетарная туманность NGC 3132 (Южное кольцо), галактика M64 (Чёрный глаз).

Charugin V.M., professor, academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in July.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. The image of the statue of Asclepius on the island of Kos is given as well as the astrophotography of the planetary nebula NGC 3132 (South Ring) and the galaxy M64 (Black Eye).

Keywords: astronomy, star sky, star maps, Asclepius, planetary nebula NGC 3132 (South Ring), galaxy M64 (Black Eye).

10.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ИХФ РАН, г. Москва». Историческая физика: 10.   Водяная мельница: от эпохи Витрувия до наших дней.

Описан принцип работы движителя водяной мельницы – подливного колеса. На диске дан расширенный текст, а также вопросы и задания (и не только по физике), которые можно предъявить ученикам при изучении тем  «Работа. Мощность. КПД», «Гидродинамика».

Ключевые слова: водяная мельница, подливное колесо, работа, мощность, КПД, гидродинамика.

Brazhnikov M.A. (ICP RAS, Moscow). Historical physics: 10. Water-mill: from the age of Vitruvius to our days.

We describe the principle of the engine of a water mill – undershot wheel. On the disk, we give the expanded text, and also questions and tasks (and not only on physics), which you can present to students in the study of the themes «Work. Power. Efficiency», «Hydrodynamics».

Keywords: water-mill, undershot wheel, work, power, efficiency, hydrodynamics.

11.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru, Народный учитель России (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы печатных сообщений: «Легче воздуха», «Печатная еда будущего». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники,  физика и техника.

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages in the Internet. Themes of the printed message: «Lighter than air», «Printed meal of the future». Advanced overview is given on the disk.

Keywords: news of science and technique, physics and technique.

12.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (г. Москва). Физика вам в помощь...

Приведены новости (пер. с англ.), задачки, опыты и прочая «физика» от К.Ю. Богданова из группы «Физика вам в помощь!»: Как на кухне убедиться в действии закона Архимеда; Зачем очки близоруким? Почему низ slinky долго не падает?  Космонавты доказали, что человек – это пружина; Спустя 50 лет поставлен классический мысленный эксперимент Р. Фейнмана; Как «холодная война» и наш спутник сделали из тысяч американцев астрономов-любителей; Цвет светодиодов изменяется при понижении температуры; Как работает адмиралтейский якорь? Как отличить поддельные бриллианты от настоящих? Подробнее см. Facebook  http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/

Ключевые слова: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/; Физика вам в помощь...

Bogdanov K.Ju., (Moscow). Physics to help you...

We present news (translated from English), tasks, experiments and other «physics» from K.Yu. Bogdanov from the group «Physics to help you... »: As in the kitchen assure oneself in action of the law of Archimedes? What for glasses for short-sighted? Why the bottom of a slinky for a long time does not fall? Astronauts proved that the person is a spring. After 50 years later R. Feynman's classical mental experiment is put; As the "cold war" and our satellite made of thousands of Americans amateur astronomers; The color of the LED changes with decreasing temperature; How the Admiralty anchor works? How to distinguish a fake from the real diamonds? For more details see Facebook http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/.

Keywords: http://www.facebook.com/#!/groups/378546688887522/, Physics to help you...

13.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва). «ЕГЭ» по-американски. (Пер. с англ.)

Перевод с англ. двух задач из журнала «Physics Teacher» на темы «Агрегатные превращения» и «Закон тяготения».

Ключевые слова: агрегатные превращения, сила тяжести, закон всемирного тяготения.

Kozlova N.D. (Journal «Physics-the First of September», Moscow) «USE» in American.

We give the translation from English to two tasks of the journal «Physics Teacher» on the themes «Aggregate transformations» and «Law of gravitation».

Keywords: aggregate transformations, force of gravitation, universal law of gravitation.

14.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ (НИУ), г. Москва). Российская аэрокосмическая олимпиада-2012.

Представлены  задачи с решениями, составляющие вариант второго тура олимпиады 2011/2012 гг. Тематика задач: механика, термодинамика, электростатика, электродинамика.

Ключевые слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту.

Demkov V.P.,Ozolin V.V., Solokhina G.E. (MAI (NRU), Moscow). Russian aerospace olympiad-2012.

We present the tasks with decisions making a variant of the second tour of the olympiad 2011/2012. The themes of the tasks: mechanics, thermodynamics, electrostatics, electrodynamics.

Keywords: solving tasks, Russian aerospace olympiad, graduate.

15.

Князев А.А. aknz@list.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, ЛПН,  г. Саратов).  Олимпиадные задачи и вопросы – для учителей и учащихся.

В продолжение серии статей (см. № 1, 2/2013). Представлены  задачи, в основном,  высокого уровня сложности.  Ведь для участия в олимпиадах высокого класса или для дальнейшего обучения в вузах с высоким рейтингом, навыков решения одних только простых задач явно недостаточно. Однако,  во-первых, предлагаемые задачи вполне доступны для понимания и, во-вторых, серьёзнее становятся и темы обсуждения и аппарат исследования. Названия задач: эквилибр, железные дороги России, парадоксы кинетической энергии, потенциальная яма, аккумулятор.

Ключевые слова: олимпиадные задачи по физике.

Knyazev, A.A. (SSU of a name of N.G. Chernyshevsky, LAS, Saratov). Olympiad tasks and questions – for teachers and pupils.

In continuation of the series of articles (see № 1/2013), we present tasks, mainly of a high level of complexity.  After all, for participation in the high-class olympiads or for further education in the higher educational institutions with a high rating, skills of solutions of only simple tasks are not enough. However, first, the offered tasks are quite available to understand, secondly, both the themes of discussion and the research device become more serious. The names of tasks: equilibrium, Russian Railways, paradoxes of kinetic energy, potential well, accumulator.

Keywords: olympiad tasks in physics.

16.

Малахов В.В., проф., чл.-корр РАН, vmalachov@inbox.ru (биофак МГУ им. М.В Ломоносова, г. Москва). Жизнь и смерть планеты Земля.

(Окончание, начало в № 4, 5/2013.) Цивилизации появляются в развитии любой биосферы, они функционируют на основе использования ископаемых ресурсов, накопленных в предшествующие периоды развития. Время существования цивилизаций ограничено, и они не соприкасаются в пространстве и времени. Вот почему молчит Вселенная. В статье рассказывается, какие формы жизни могут появиться на Земле после эпохи человека. Рассмотрены сценарии дальнейшего развития Земли, в частности представлена гипотеза «кислородной смерти». Рассказано о закономерностях эволюции звёзд различного размера и рассмотрена судьба Солнца и Солнечной системы.

Ключевые слова: эволюции жизни на Земле и самой Земли, инопланетные цивилизации, «кислородная смерть», сверхновые звёзды, чёрные дыры, пульсары, белые карлики.

Malakhov V.V.  (Biology faculty, MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). Life and death of the planet Earth. (The end, beginning in №  4, 5/2013.)

We remind that civilizations appear in development of any biosphere, they function on the basis of use of the fossil resources saved up during the previous periods of development. The existence of civilizations is limited, and they do not touch each other in space and time. That is why the Universe is silent. In this article it is told, what forms of life can appear on the Earth after an era of the person. Scenarios of further development of the Earth are considered, in particular, the hypothesis of «oxygen death». Is presented. We tell. It is told about regularities of evolution of stars of various sizes and the destiny of the Sun and the Solar system is shown.

Keywords: evolution of life on the Earth, and of the Earth itself, extraterrestrial civilizations, «oxygen death», supernovae, black holes, pulsars, white dwarfs.

17.

Зубцова А.В. subcv@rambler.ru (учитель физики),  Янович Богдан (11 класс), ГУО СШ № 7, г. Новополоцк, Витебская обл., Респ. Беларусь.  Школьная ветроустановка.

В рамках совместного (учитель+ученик) исследовательского проекта изучена возможность использования ветроустановки для энергоснабжения школы.

Ключевые слова: альтернативная энергетика, совместный (учитель+ученик) исследовательский проект, ветроустановка.

Zubtsova A.V. (teacher of physics), Yanovich Bogdan (grade 11), SEI SS № 7, Novopolotsk. Vitebsk Reg., Resp. Belarus. School wind turbine.

In the framework of a joint (teacher + student) research project, we study the possibility of using wind turbines for power supply of school.

Keywords: alternative power engineering, joint (teacher + student) research project, wind turbine.

18.

Корнильев И.Н. kornilev.i@mail.ru (ГАОУ АО ДПО АИПКП, г. Астрахань). Домашняя лаборатория.

В продолжение серии статей (см. № 1/2013) предложено оригинальное, безопасное, легко воспроизводимое домашнее задание с поляризацией света, посильное для любого учащегося 11 класса.  Рекомендуется для учителей, студентов педагогических вузов, школьников основной и старшей школы.

Ключевые слова: домашний эксперимент, оптические явления, жидкокристаллический монитор, поляризация света, вращение плоскости поляризации.

Korniliev I.N. (State Autonomous educational institution of Astrakhan region of additional professional Education, Astrakhan institute of improvement of professional skill and retraining», Astrakhan.) Home laboratory.

In continuation of the series of articles (see № 1/2013), we offer an original, safe, easily repeatable homework with light polarization feasible for any student of grade 11. It is recommended for teachers, students of pedagogical higher education institutions, school students of the main and high schools.

Keywords: home experiment, optical phenomena, liquid crystal monitor, light polarization, rotation of the plane of polarization.

19.

Козлова Н.Д. periodical@1sept.ru (Журнал «Физика-Первое сентября», г. Москва), Корнильев И.Н. kornilev.i@mail.ru (ГАОУ АО ДПО АИПКП, г. Астрахань). Солнечный камень викингов.

Описано применение двулучепреломляющего кристалла (исландского шпата) викингами в целях морской навигации, предложено объяснение.

Ключевые слова: двулучепреломление, исландский шпат, солнечный кристалл, компас викингов.

Kozlova N.D. (Journal «Physics-First September», Moscow, Korniliev I.N. (State Autonomous Educational Institution of Astrakhan region of Additional Professional Education, Astrakhan Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining, Astrakhan). Solar stone of the Vikings.

We describe the use of a doubly refracting crystal (the Icelandic spar) by the Vikings for sea navigation, an explanation is offered.

Keywords: double refraction, Icelandic spar, solar crystal, compass of the Vikings.

20.

Рефераты электронных публикаций

Abstracts of electronic publications

VII Всероссийский конкурс научно-инновационных проектов для старшеклассников (и студентов средних специальных учебных заведений). Проводится компанией «Сименс» в рамках программы «Поколение21» по поддержке талантливой молодёжи. Результаты 2013 г.

VII All-Russian competition of scientific-innovation projects for high school students (and students of average special educational institutions). It is carried out by the company «Siemens» in the framework of the program «Generation 21» on support of the talented youth. The results of 2013 are given.

Профессиональному сообществу учителей «Образовательная галактика Intel®» – три года. Пресс-релиз.

The professional community of teachers Educational galaxy Intel®» is three years. The press release.

Александрова Е.В., Зубова И.И. iizubova@rambler.ru  (ФГБОУ ВПО  Орёл ГАУ , г. Орёл). Опыт интеграции обыщеобразовательной и высшей школы.

Aleksandrova E.V., Zubova I.I.   FSBEI HE, Orel SAU, Orel).  Experience of integration of general education and higher education.

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ «Первая школа», г. Москва) • ФИЗИКУ – в массы. Интерактивная презентация-игра.

Alekseeva E.V. (Private School «First School», Moscow) • Physics – to the masses. Interactive presentation-game.

Бирюкова Н.В. Magic1979@mail.ru (МОУ СОШ  № 5, г. Орёл). Контрольные   работы по пяти основным темам, 9 кл. (УМК: Пёрышкин А.В.,  Гутник Е.М. Физика-9): Кинематика материальной  точки. Взаимодействие. Механические колебания  и  волны. Электромагнитные   явления. Строение  атома  и  атомного  ядра. 

Biryukova N.V. (MEI SS № 5, Orel). Test works on the five main themes, grade 9. (EMC:  Pyoryshkin A.V., Gutnik E.M. Physics-9). Kinematics of a material point. Interaction. Mechanical vibrations and waves. Electromagnetic phenomena. Structure of the atom and the atomic nucleus.

Борисова С.В. Sweta.borisowa2011@yandex.ru (МБОУСОШ № 3  им. А.С. Пушкина,  г. Орёл). Элементы метапредметности в преподавании физики. На диске ученическая презентация «Уличное освещение и архитектурная подсветка нашего города» Клягиной Виктории и Кузиной Анастасии. 9 кл.

Borisova C.V. (MBEI SS № 3 of a name of A.S. Pushkin, Orel). Elements of metaconcreteness in teaching physics. On the disk, we give a student's presentation «Street lighting and architectural illumination of our city» of Klyagina Victoria and Anastasia Kuzina, grade 9.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.): • Электрические измерения неэлектрических (и не только!) величин: 11. Измеряем демонстрационным вольтметром магнитную индукцию.

Pigalitzyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). • Electrical measurements of non-electrical (and not only!) quantities: 11. We measure a magnetic induction by the school demonstration voltmeter.

Суханькова Е.П. elena517@mаil.ru (МБОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н. Машкарина, г. Орёл). Учёные-физики – уроженцы Орловщины. Исследовательский проект-презентация, выполнили учащиеся 7–9-го классов: Банин Георгий, Гусева Анастасия, Кулакова Александра, Ланцов Никита, Сазонов МаксимСальникова Маргарита, Санников Андрей, Хвалей Андрей.

Sukhankova E.P. (MBEI SS № 12 of a name of Hero of the Soviet Union I.N.Mashkarina, Orel). Scientists-physicists – natives of Orlovshchina. The research project presentation is completed by students of grades 7–9 grades: George Banin, Anastasiya Guseva, Alexandra Kulakova, Nikita Lantsov, Maxim Sazonov,Margarita Salnikova, Andrey Sannikov, Andrey Hvaley.

21.

Поздравляем с юбилеем Сергея Юрьевича Никитина

Ключевые слова: юбилей,  Сергей Юрьевич Никитин.

Congratulations with the anniversary, Sergey Yuryevich Nikitin!

Keywords: anniversary, Sergey Yuryevich Nikitin.