1.

Артёменко В.П., Жосан И.Н. v.artemenko64@mail.ru (МОУ СОШ № 28,  г. Белгород). Интегрированный урок ФИЗИКА + ХИМИЯ «Агрегатные состояния вещества», 7 кл.

Динамичный и насыщенный урок, который проводят два учителя – физики и химии. Вводится представление об агрегатных состояниях веществ, формируется стремление к объяснению их свойств в  разных агрегатных состояниях. Организовано активное повторение, вводятся новые знания, проводится анализ работы исследовательских групп, систематизируется освоенное. Учителя формируют умения и навыки работы с лабораторным оборудованием. Достигается такая насыщенность урока применением презентации, работой с информационным кластером и системными таблицами. Презентация к уроку и раздаточный материал (карточки) даны на диске.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», агрегатные состояния вещества, свойства веществ, газ, жидкость, твёрдое тело.

Artemenko V.P., Josan I.N. (MEI SS № 28, Belgorod). Integrated lesson PHYSICS + CHEMISTRY «Aggregate states of a substance», grade 7

We tell about a dynamic and saturated lesson which is carried out by two teachers – of physicists and chemistry. We introduce the notion of aggregate states of a substance, the desire to explain their properties in different aggregate states is formed. Active repetition is organized, new knowledge is introduced, the analysis of the research groups is spent, the mastered is systematized. Teachers form the skills of working with the laboratory equipment. Such saturation of the lesson is achieved by applying the presentation, working with a cluster of information and system tables. Presentation to a lesson and a distributing material (cards) are given on the disk.

Keywords: competition, «I'm going to class», aggregate states of a substance, properties of substances, gas, liquid, solid state.

2.

Алимова Л.И. vasilievskoe@mail.ru (Васильевская СОШ, c. Васильевское), Канаичева М.В. kanaicheva_m@mail.ru  (Пустошенская СОШ, c. Пустошь), Шуйский р-н, Ивановская обл. Сила трения. Открытый интегрированный ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ урок изучения нового материала, 7 кл., 2 ч.

Приведён сценарий открытого урока, знакомящего учащихся с явлением трения как новым видом взаимодействия тел. Суть явления поясняется на многочисленных примерах из живой природы. Обучающий эффект достигается за счёт применения разных видов деятельности и дидактических методов (фронтальная, индивидуальная, групповая, экспериментальная деятельность, поисковый и частично-поисковый методы, рефлексия) в рамках технологии развивающего обучения. Презентация и второй вариант контрольной работы даны на диске.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», тема «Сила трения», интегрированный урок, урок изучения нового материала, открытый урок, ФИЗИКА + БИОЛОГИЯ,  развивающее обучение, формирование мыслительной деятельности учащихся.

Alimova L.I. (Vasilyevskaya SS, v. Vasilyevskoe), Kanaicheva M.V. (Pustoshenskaya SS, v. Pustosh, d. Shuisky, Shuiskys, Ivanovo reg.). Friction force. Open PHYSICS + BIOLOGY integrated lesson of learning new material, grade 7, 2 hours. We present a plan of an open lesson acquainting students with the phenomenon of friction as a new kind of interaction of bodies. The essence of the phenomenon is explained on numerous examples from wildlife. The training effect is reached through the use of different types of activities and teaching methods (frontal, individual, group, experimental activity,search and partially-search methods, reflection) within the limits of technology of developing training. The presentation and the second version of the control are on the disk. The presentation and the second variant of the control work are given on the disk.

Keywords: competition, «I'm going to class», theme «Friction force», integrated lesson, lesson of learning new material, open lesson, physics + biology, developing training, formation of cogitative activity of students.

3.

Михайлова Л.В. school11-tver@mail.ru ( МОУ СОШ № 11, г. Тверь). Экологическое воспитание школьников.

Представлена форма организации учебной урочной и внеурочной работы с учащимися по экологическому образованию. Предлагаемый дидактический материал может стать хорошим подспорьем для организации творческого учебного процесса на уроках-семинарах, с целью становления экологически грамотных потребителей, ответственно относящихся к собственному здоровью как к одной из самых важных ценностей. Кроме того он несомненно будет способствовать повышению мотивации к изучению физики, особенно в классах гуманитарной направленности. Рекомендуется использовать его также на внеклассных занятиях в «кабинетах здоровья», занятиях физических кружков и НОУ. На диске даны презентация к уроку-семинару «Проблема чистой воды – проблема всего человечества», а также два программных модуля для тестирования учащихся с целью контроля знаний, которое может проводиться как в письменном виде – на бланках «Радиация и здоровье» и «Экология нашего дома», так и в электронном (через интерактивную презентацию «Экологическое воспитание»).

Ключевые слова:  темы «Экология», «Радиоактивность», «Радиация и здоровье», проблема чистой воды, экология нашего дома.

Mikhailova L.V. (MEI SS № 11, Tver). Ecological education of students.

We present a form of of organization of educational fixed and after-hour work with students on ecological education. The offered didactic material can become a good tool for the organization of creative educational process at lessons-seminars with the aim of development of ecologically competent consumers responsible relevant to their own health as one of the most important values​​. In addition, it will undoubtedly enhance motivation to study physics, especially in classes of a humanitarian orientation. It is recommended to use it also on out-of-class employment in «cabinets of health», employment of physical circles, and NEI. On the disk, a presentation for a lessons-seminars «The problem of pure water – a problem of all mankind», as well as two program modules to control knowledge of students This control  can be spent as in written form on forms «Radiation and health» and «Ecology of our house», and in electronic (through interactive presentation «Ecological education»).

Keywords: themes «Ecology», «Radioactivity», «Radiation and health», problem of pure water, ecology of our house.

4.

Пиняева Т.В. tanya5040@rambler.ru (ГОУ СОШ № 1980, г. Москва).  Использование здоровьесберегающей технологии на уроках, 7–9 кл.

Предложены перечни тем, изучаемых в курсе физики в 7–9-м классах, которые можно связать с сохранением здоровья. Материал рекомендуется использовать как на уроках, так и во внеклассной работе. Обращение к «опасным» темам позволяет предостеречь учащихся от неосторожных поступков (прыжки с большой высоты, перебегание улицы перед транспортным средством и пр.), сконцентровать их внимание при переходе улицы, занятиях в спортзале.

Ключевые слова: здоровьесбережение.

Pinyaeva T.V. (SEI SS № 1980, Moscow). Use of health-saving technology at lessons, grades 7–9.

We offer lists of the themes studied in the course of physics in grades 7–9, which can be connected with conservation of health. The material is recommended to be used both at lessons, and in out-of-class work. The appeal to «dangerous» themes allows students to warn against careless acts (jumps from a great height, overrunning streets before a vehicle, etc.), to concentrate their attention when crossing a street, employment in a sports hall.

Keywords: health-saving.

5.

Котлярова  Л.И. ludmila.kotliarowa@yandex.ru (МОУ СОШ с. Найтоповичи, Унечский р-н, Брянская обл.). Зеркало. Построение изображений в зеркале. Урок изучения нового материала, 8-й кл.

Представлен конспект урока с элементами исследовательской деятельности. Сконструирована динамичная последовательность действий учащихся, в которую входит и начальное тестирование знаний, и решение нескольких задач разной трудности, и экспериментальная деятельность, и рефлексия. Всё это реализуется на основе требуемых элементов содержания предмета. На диске представлена презентация.

Ключевые слова: изображения в зеркале, учебная исследовательская деятельность, оптика, 8 класс.

Kotlyarova L.I. (MEI SS, v. Naytopovichi, d. Unechsky, Bryansk reg.). The mirror. The construction of images in the mirror. Lesson of studying of a new material, grade 8.

We present the abstract of a lesson with elements of research activity. The dynamical sequence of actions of students is designed, which includes also initial testing of knowledge, and the solution of several tasks of different difficulty as well as the experimental activity, and the reflection. All it is realized on the basis of required elements of the content of the subject matter. The lesson is accompanied by a presentation.

Keywords: images in the mirror, research activities, at a lesson, optics, grade 8.

6.

Чопорова Ж.В. zh.choporova@gmail.com (ГБОУ лицей № 1575,  г. Москва). Как самому сделать камеру Вильсона.

Описана простая методика конструирования самодельной камеры Вильсона, с помощью которой можно увидеть треки мюонов, пронизывающих всё наше пространство. Процесс сборки представлен наглядно, в фотографиях. На диске размещён видеоролик, снятый участником международной научной школы для учителей физики в ЦЕРНе (30.10-5.11.2011).

Ключевые слова: камера Вильсона, ученический конструкторский проект, космические лучи, мю-мезоны,11 класс.

Choporova J.V. (SBEI lyceum № 1575, Moscow). How to make the camera of Wilson.

We describe a simple method of constructing the homemade camera of Wilson, with which you can see the tracks of muons penetrating the whole of our space. The build process is presented visually, in photos. On the disk, a video shot by a participant of the International Research School for teachers of physics at CERN (30.10–5.11.2011) is placed.

Keywords: camera of Wilson, design student project, cosmic rays, mu-mesons, grade 11.

7.

Акжигитов А.А. mr_sun@mail.ru (МОУ гимназия № 13, г. Волгоград). Паспорт физический.

Приведён методический приём – составление паспорта для каждой новой изучаемой физической величины, закона, явления.

Ключевые слова: паспорт физической величины, закона, явления.

Akzhigitov A.A. (MEI gymnasium № 13, Volgograd). Physical passport.

We give a methodological procedure – making a passport for each new studied physical value, the law, the phenomenon.

Keywords: passport for a physical value, a law, a phenomenon.

8.

Светопольская В. (ученица 10-го класса, МОУ Новошимкусская СОШ,  Яльчикский район, Чувашская Респ.).  Оптические иллюзии. Ученический познавательный проект, руководитель – учитель физики Г.В. Дмитриев dgenа1969@yandex.ru

Приведён (в сокращении) ученический познавательный проект, который вызвал большой интерес учащихся и несомненно повысил значимость предмета физика в их глазах.

Ключевые слова: ученический познавательный проект, тема «Оптика. Оптические иллюзии», 10 класс.

Svetopolskaya V. (grade 11, MEI SS Novoshimkusskaya, d. Yalchiksky, Rep. of Chuvashia). Optical illusions. Student educational project. The adviser – the teacher of physics G.V. Dmitriev.

We present (in reduction) a student's educational project, which aroused great interest of students and of course increased the importance of the subject of physics in their eyes.

Keywords: student educational project, theme «Optics. Optical illusions», grade 10.

9.

Гладченко А.П. APGlad@yandex.ru, проф.  Шаронова Н.В., Смирнова Л.А., Маслов А. (ГОУ Московская гимназия на Юго-Западе № 1543, г. Москва). Исследование магнитного взаимодействия постоянных токов. Совместный ученическо-преподавательский исследовательский проект, 11 кл.

Описана установка для количественной проверки силы Ампера, созданная в рамках учебно-исследовательского проекта. Показана возможность её реализации силами учеников и школьных преподавателей. Экспериментальные результаты  согласуются с расчётом. Рекомендуется  школьным учителям физики и преподавателям вузов.

Ключевые слова: ученические исследовательские проекты, электродинамика, сила Ампера.

Gladchenko A.P., Sharonova N.V., Smirnova L.A., Maslov A. (SEI Moscow gymnasium in the South-West № 1543, Moscow). Research of magnetic interaction of direct currents. Joint research project of students and teachers grade 11.

We describe an installation for a quantitative check of the Ampere force, created within the limits of the training and research project. The possibility of its realization by students and school teachers is shown. The experimental results are consistent with the calculation. The article is recommended for school teachers of physics and teachers of high schools.

Keywords: student research projects, electrodynamics, Ampere force.

10.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в июне.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки Приведено изображение созвездия Близнецов в представлении современного художника, витраж «Джереми Хоррокс наблюдает транзит Венеры 24 ноября 1639 г.», а также гравюра XVIII в. «Екатерина II наблюдает прохождение Венеры по диску Солнца 6 июня 1769 г.»

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездие Близнецов, транзит Венеры по диску Солнца, Джереми Хоррокс, М.В. Ломоносов, атмосфера Венеры.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in June.

We describe the star sky, we give star maps in the zenith, the southern and northern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. An image of the constellation Gemini in the representation of a contemporary artist, the stained-glass window «Jeremiah Horroks observes the transit of Venus on November 24, 1639», and also the engraving of the XVIII century «Ekaterina II observes the transit of Venus across the disk of the Sun on June 6, 1769»

Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellation Gemini, transit of Venus across the disk of the Sun, Jeremiah Horroks, M.V/ Lomonosov, atmosphere of Venus.

11.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Роскошный часослов герцога Беррийского (1410–1415 гг.): Июнь.

Приведена миниатюра «ИЮНЬ» из  рукописной книги XV в. «Великолепный часослов герцога Беррийского», иллюстрированного братьями Лимбург. Описано содержание иллюстрации, дана интерпретация астрономических данных, представленных условно в верхней части миниатюры.

Ключевые слова: средневековый календарь, часослов герцога Беррийского, братья Лимбурги, юлианский календарь.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). Luxurious Book of hours of the Duke de Berry (1410-1415): May.

We present the miniature «May» from the manuscript of XV century. «Magnificent Book of Hours of the Duke de Berry» illustrated by brothers Limburg. The content of images is described, the interpretation of astronomical data presented conventionally at the top of the miniature, is given.

Keywords: medieval calendar, Book of Hours of the Duke de Berry, brothers Limburg, Julian calendar.

12.

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете. Темы: «Пчёлы и мобильные телефоны», «iPhone показывает фильмы на стене», «Освещение – из домашних отходов». Расширенный обзор дан на диске.

Ключевые слова: новости науки и техники,  физика и техника, мобильные телефоны, экология, iPhone, бытовое освещение, биолюминесцентная лампа.

Pigalizyn L.V., The national teacher of Russia (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We give a review of the latest messages on the Internet. The theme: «Bees and mobile phones», «iPhone shows films on a wall», «Lighting – from a house waste». The expanded review is given on thr disk

Keywords: news of science and technique, physics and technique, mobile phones, ecology, iPhone, household illumination, bioluminescent lamp.

13.

Ерохина Р.Я. erohina_r@mail.ru, Першин В.М. VasekPershin@yandex.ru (ФГБОУ ВПО БГПИ, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Готовимся к наблюдению прохождения Венеры по диску Солнца.

Приведены обстоятельства транзита Венеры по диску Солнца 6 июня 2012 г. Подчёркнуто значение наблюдения этого редкого явления для развития астрономии. Даны методические рекомендации по подготовке к наблюдениям транзита Венеры.

Ключевые слова: Венера, Солнце, транзит Венеры.

Erokhina R.Ja., Pershin V.M. (Federal state budgetary educational institution of higher professional education BSPI, Borisoglebsk, Voronezh reg.).

We formulate the circumstances of transit of Venus on the Sun disk on June 6, 2012. The value of the observation of this unusual phenomenon for progress of astronomy is underlined

Methodical recommendations about preparation for observation of transit of Venus are made.

Keywords: Venus, Sun, transit of Venus.

14.

Лаврентьев А.Г. lavrentev66@rambler.ru (МБОУ лицей № 2, г. Чебоксары,  Чувашская Республика). Использование СЗМ «Наноэдьюкатор»  при изучении предметов естественно-научного цикла: первые шаги.

Описаны  этапы первоначального освоения работы с СЗМ: выполнение стандартных лабораторных работ,  ученических исследовательских проектов при изучении предметов естественнонаучного цикла.    

Ключевые слова: нанотехнологии в школе, наноэдьюкатор, АСМ, СЗМ, ученические исследовательские проекты, эффект лотоса, динамическая литография.

Lavrentiev A.G., MBEI lyceum № 2, Cheboksary, Chuvash Republic). Using SPM «Nanoeducator» when studying subjects of a natural-science cycle: first steps.subjects in the study of natural science cycle: the first steps.

We describe stages of initial development of work with SPM: performance of standard laboratory works, student research projects at studying subject matters of the natural-science cycle.

Keywords: nanotechnology at school, nanoeducator, AFM, SPM, student research projects, lotus effect, dynamic lithography.

15.

Кондратьева Т.А. CBK@yandex.ru (г. Поворино, Воронежская обл.) Математическое решение физической задачи.

Показано, как математическая модель может упростить решение сложной физической задачи.

Ключевые слова: решение задач, кинематика, перемещение.

Kondratieva T.A. (Povorino, Voronez reg.). The mathematical solution of a physical task.

We show how the mathematical model can simplify the solution of a difficult physical task.

Keywords: solving tasks, kinematics, displacement.

16.

Урвалов В.А. v_urvalov@gmx.de (г. Вюрцбург, Германия). Манфред фон Арденне – искупление гитлеровских преступлений

Приведены некоторые факты из жизни и научной деятельности немецкого ученого-энциклопедиста Манфреда фон Арденне (Manfred von  Ardenne), в основном периода его десятилетней работы «по репарации» в СССР.

Ключевые слова: радиотехника, телевидение, электроника, ядерная физика.

Urvalov V.A. (Würzburg, Germany). Manfred von Ardenne – atonement of Hitler's crimes.

We present some facts from the life and work of German scientist of encyclopedic knowledge Manfred background Ardenn (Manfred von  Ardenne), basically the period of his ten years' work «on a reparation» in the USSR.

Keywords: radio engineering, TV, electronics, nuclear physics.

17.

Корнильев И.Н. kornilev.i@mail.ru (ОГОУ ДПО АИПКП, г. Астрахань). «Необыкновенная» обыкновенная вода.

В продолжение серии статей (см. № 12/2011) популярно для учителей и старших школьников рассказывается о некоторых «аномальных» свойствах обычной воды, являющейся основой жизни на Земле, о роли её «аномалий» в жизни и технологических процессах.

Ключевые слова: чистая вода, растворитель, расклинивающее давление, мерзлотное пучение.

Korniliev I.N.  (RSEI APE  AIPDR, Astrakhan). «Extraordinary» usual water.

We continue a series of articles (see No. 12/2011) where we popularly tell for teachers and older school students about some «extraordinary» properties of usual water, which is the basis of life on Earth, about a role of its «anomalies» in life and technological processes.

Keywords: clean water, solvent, disjoining pressure, permafrost heaving.

18.

Рефераты электронных публикаций

Abstracts of electronic publications

Алексеева Е.В. n-ever@ya.ru (ЧУ СОШ Первая Школа, г. Москва):   Миниконкурс «Пять вопросов об излучениях» • Ученический минивидеопроект: кузнецова Софья (8 кл.) «Яйцо в бутылке». Тема «Атмосферное давление».

Alexeyeva E.V. (PS «First School», Krasnogorsk, Moscow region): • Mini-competition «Five questions about radiations» • Student's minivideo project: Kuznetsova Sophia (grade 8) «Egg in a bottle». Theme «Atmospheric pressure».

Андриксонова Е.А. andrixonova2010@yandex.ru, (ГОУ НПО ПУ № 70, г. Можайск, Московская обл.). Неделя физики. Подробно описан комплекс внеурочных мероприятий к Неделе физики, которая проводится ежегодно в течение 5 дней в октябре-декабре и охватывает три первых курса профессионального колледжа (соответствуют 10–11-му классу общеобразовательной школы). В программу включены командные интеллектуальные игры,  викторины, конкурсы, конференции с ученическими докладами на злободневные темы, а  также тематический классный час «Колокола России»  с интерактивной игрой, круглые столы (Отечественные Нобелевские лауреаты  в области физики (дана презентация) • Электростанции: минусы и плюсы • Большой адронный коллайдер).

Andriksonova E.A. (SEI PPE PS № 70, Mozhaisk, Moscow reg.). Week of physics. We describe in detail the complex of extracurricular activities for the Week of physics, which is held annually during the five days in October-December and covers the first three year of a professional college (corresponding to the grades 10–11 of secondary school). The program includes Team intellectual games, quizzes, competitions, conferences with student reports on topics of the day, as well as the interactive game «Physics is around» (a presentation is given), roundtables (Russian Nobel laureates in physics (a presentation is given)) • Electric power plants: pluses and minuses • Large Hadron Collider.

Барашкина Л.Д. belka-a.83@mail.ru (МОУ  Правдинская СОШ № 2 с УИОП, п. Правдинский, Пушкинский р-н, Московская обл.). Физика вокруг нас, 9–11  кл. Интеллектуальная игра к «Неделе физики» типа ТВ-игры «Умники и умницы», но с вопросами физического и межпредметного содержания по технике, физике, медицине, литературе, а также с заданиями на сообразительность (с психологическим уклоном).

Barashkina L.D. (MEI Pravdinskaya SS № 2 with PSSS, v. Pravdinskii, d. Pushkinskii, Moscow reg.). Physics around us. Grades 9–11. Intellectual game by «Week of physics» such as TV-game «Clever boys and girls», but with questions of the physical and interdisciplinary content of engineering, physics, medicine, literature, as well as with tasks tasks for ingenuity (with the psychological bias).

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (МБОУ БГО Борисоглебская гимназия № 1, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Филипп фон Ленард (07.06.1862 –20.05.1947). Краткая биография и презентация.  

Belyustov V.N. (MBEI gymnasium № 1, Borisoglebsk, Voronezh reg,).  P. von Lenard (07.06.1862 –20.05.1947). The brief biography of the scientist and the presentation.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586,  г. Москва). По страницам американского журнала «Physics Teacher» (10 тестовых не совсем юмористических заданий). Электродинамика. Вопросы для on-line подготовки к экзамену по физике в США (AP Physics B).

Bogdanov K.Ju. (SEI lyceum № 1586, Moscow). On pages of the American magazine «Physics Teacher» (10 test not quite comic tasks are given). Electrodynamics, Questions for the on-line training for the exam in physics in the U.S. (AP Physics B).

Борисова Е.С. pedagog80@rambler.ru  (ГООУ МСК им. Н.Е. Момот, г. Мурманск). Естественная радиоактивность. Методы регистрации элементарных частиц. Сценарий урока объяснения нового материала с использованием разнообразных средств преподавания и видов деятельности учащихся.

Borisova E.S.  (State regional educational institution Murmansk construction college of a name of N.E.Momot, Murmansk)  Natural radioactivity. Methods of registration of elementary particles. A plan of a lesson of explaining a new material with use of various means of teaching and kinds of activity of students.

Грибова А.М. glsc@istra.ru (МБОУ  Глебовская  СОШ, п. Глебовский, Истринский р-н, Московская обл.) Оптические иллюзии. Интегрированный урок ФИЗИКА + ЧЕРЧЕНИЕ + МАТЕМАТИКА. Сценарий открытого урока в 8–9  кл., широко представлены примеры оптических иллюзий, даны интересные тематические задачи.

Gribova A.M.  (MBEI Glebovskaya SS, v. Glebovsk, d. Istra, Moscow reg.). Optical illusions. An integrated lesson PHYSICS + PLOTTING + MATHEMATICS. A plan of an open lesson, grades 8–9. Examples of optical illusions are widely presented, interesting thematic tasks are given.

Долгушин А.Н. dolgushin23fizika@yandex.ru (учитель физики), Мурадова С.Ю. (учитель русского языка и литературы), МОУ лицей № 23,  г. Воскресенск, Московская обл. Великий сын России. Научно-познавательный альманах (внеклассное мероприятие), посвящённый 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова,  2 ч. Интерактивная презентация с видероликами (фраментами из кинофильмов).

Dolgushin A.N. (physics teacher), Muradova S.Yu. (teacher of Russian and literature) (MEI lyceum № 23,  Voskresensk, Moscow reg.).  The great son of Russia. The scientifically-cognitive almanac (out-of-class action), devoted to the 300 anniversary from the date of birth М.В. Lomonosov, 2 h. Interactive presentation with video tapes (framents from films).

Ильясова Т.В., проф. ilyasovatv@rambler.ru (ОГПУ, г. Оренбург). Обучающие презентации  «Линзы. Оптические приборы», 8 кл.

Ilyasova T.V., professor (OSPU, Orenburg).  Educational presentations  «Lens. Optical Devices», grade 8.  

Капецкая Г.А. (ГУО Гимназия г. Светлогорска, Респ. Беларусь). Великие физики и химики.  Сценарий интеллектуальной игры в форме ТВ-игры «Что? Где? Когда?» для Недели естестественных наук.

KapetskayaGA (SIE gymnasium, Svetlogorsk, Resp. Belarus). The great physicists and chemists. A plan in the form of intellectual play TV game «What? Where? When? » for for the weeks of  natural Sciences.

Капецкая Г.А., Кулаковская Л.М. (ГУО Гимназия г. Светлогорска, Респ. Беларусь). ФИЗИКА + ХИМИЯ + ИСКУССТВО. Сценарий интеллектуальной командной дуэли – игры в трёх турах. Задания построены на материале физики и химии и наглядно показывают, что многие люди искусства используют физические и химические явления, также как и многие учёные любят искусство.

Kapetskaya G.A., Kulakovskaya L.M. (SIE gymnasium, Svetlogorsk, Resp. Belarus). PHYSICS + CHEMISTRY + ART. A plan of an intellectual command duel game in three rounds. Tasks are constructed on a material of physics and chemistry and evidently show, that many people of art use the physical and chemical phenomena, as well as that many scientists love art.

Корчагина Н.Н. (МБОУ СОШ  № 23, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Физический калейдоскоп. Командная интеллектуальная блиц-игра в четырёх конкурсах, 8 кл. Приведён сценарий динамичной игры, которая проводится ежегодно в г. Дзержинске. Участвуют 5 команд по 5 восьмиклассников  из разных школ.

Korchagina N.N. (MBEI SS СОШ  № 23, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). Physical kaleidoscope. Command intellectual blitz game in four competitions, grade 8. The plan of a dynamical game which is spent annually in Dzerzhinsk is resulted. 5 teams on 5 eighth-graders from different schools participate

Махова О.В. (учитель географии),  Леханова  Г.Н. fizika.gim3@mail.ru (учитель физики),  Иванова В.А. (учитель химии и биологии), МБОУ гимназия имени Ф.К. Салманова, г. Сургут,  Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА, Тюменская обл. Река времени. Коллективный исследовательско-познавательный проект, посвящённый юбилею М.В. Ломоносова.

Makhova O.V. (geography teacher), Lekhanova G. N. (teacher of physics), Ivanova V.A. (teacher of chemistry and biology), (MBEI gymnasium of a name of  F.K. Salmanov, Surgut, Hanty-Mansiysky autonomous district UGRA, Tyumen Reg). The river of time. The collective research and educational project devoted to the anniversary of M.V. Lomonosov

Милюкова Н.Ю. nmilukova@rambler.ru  (ГБОУ СПО Строительный колледж № 12, г. Москва). «...И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать!» Приведён яркий пример работы творческого содружества учителей физики г. Москвы «Разность потенциалов» – проведение межшкольной игры среди восьмиклассников «М.В. Ломоносов – 300 лет спустя».

Miliukova N.Yu. (SBEI SPE Construction college № 12, Moscow). «...Also can own Platons and quick-minded Newtons the Russian land to give rise!»  A striking example of work of the creative community of physics teachers in Moscow «Difference of potentials» is given – carrying out an interschool game among eighth-graders «MV Lomonosov – 300 years later».

Пигалицын Л.В., Народный учитель России levp@rambler.ru  (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) • Новости науки и техникиТематические подборки видеофайлов из Интернета: • Потенциальная и кинетическая энергия. Превращения энергии (7 кл.) •  Световые явления. Источники света. Зеркала. Линзы  (8 кл.) • Атомная энергетика. Радиоактивность (9 кл.) • Электрический ток в средах (10 кл.) • Физика атомного ядра. Биологическое действие радиоактивных излучений (11 кл.)

Pigalizyn L.V., (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). • News of science and technique. Thematic selection of video files from the Internet: • Potential and kinetic energy. Transformations of energy (grade 7) • Light phenomena. Light sources. Mirrors. Lenses (grade 8) • Atomic engineering. Radioactivity (grade 9). • The electric current in the media (grade 10)  • Physics of atomic nuclei. Biological effects of radioactive radiation (grade 11).

Ключевые слова: интеллектуальные игры и конкурсы, Неделя физики, ученический видеопроект, М.В. Ломоносов, Филипп фон Ленард, электродинамика, линзы, оптические приборы, радиоактивность физика атомного ядра.

Keywords: Team intellectual games and competitions, Week of physics, Student's minivideo project, М.V. Lomonosov, P. von Lenard, Electrodynamics, Lens, Optical illusions, Optical Devices, radioactivity, рhysics of atomic nuclei.

19.

Козлова Н.Д. (пер. с англ.). Как это устроено: раздвижные крыши стадионов.

Популярно изложено устройство раздвижных крыш футбольных и бейсбольных стадионов, которые устраиваются, чтобы обеспечить хорошее состояние естественного травяного покрытия на игровых площадках и защиту болельщиков и игроков от капризов погоды.

Ключевые слова: раздвижные крыши, стадион Enron Field, стадион Зенит.

Kozlova N.D. (transl. from English.). How does it work:  Retractable stadium roofs.

We popularly describe the device of retractable roofs of football and baseball stadiums, which are arranged in order to ensure a good status of a natural grass cover on playgrounds and protection of fans and players from the vagaries of the weather.

Keywords: retractable stadium roofs, stadium Enron Field, stadium Zenith

20.

Дроздов В.Б. Задачи, принесённые с прогулки.

В продолжение серии задач «из жизни» приводится задача о макимальной скорости, которую можно развить на легковом автомобиле Рено Сандеро.

Ключевые слова: механика, динамика, мощность.

Drozdov V.B. The tasks brought from a walk.

In continuation of the series of tasks «of life», we present the task of maximal speed which can be developed on the car Renault Sandero.

Keywords: mechanics, dynamics, power.

21.

Поздравляем с юбилеем Александру Васильевну Мельникову!

Ключевые слова: Александра Васильевна Мельникова, юбилей

Congratulations on the anniversary Alexandra Vasilievna Melnikova!

Keywords: Alexandra Vasilievna Melnikova, anniversary.