1.

Стефанова Г.П.  firstpro@aspu.ru (АГУ, г. Астрахань). Физическое образование в Астраханской области.

Вводная статья к спецвыпуску с работами учителей и преподавателей физики Астрахани и Астраханской области. Описаны наиболее значимые мероприятия, проводимые с целью поддержки талантливых учителей и школьников, повышения мотивации к изучению физики: конкурс «Учитель года города Астрахани» (проводится с 1991 г.),  научно-инновационный конкурс «Школьник», проводимый в рамках президентской инициативы «Наша новая школа»  с целью создания единой образовательной среды «Школа-вуз», реализуемый Астраханским госуниверситетом и рядом школ города в течение последних трёх лет. Подробно представлен новый образовательный ресурс – видеоконференцсвязь  для организации и проведения внеклассной работы с учащимися, а также повседневной методической работы со всеми учителями области, в каких удалённых точках они бы ни работали.

Ключевые слова: конкурс «Учитель года города Астрахани», научно-инновационный конкурс «Школьник», единая образовательная среда «Школа–вуз», видеоконференцсвязь.

Stefanova G.P. (ASU, Astrakhan). Physical education in the Astrakhan region.

We present an introductory article to the special issue with works of teachers of physics of Astrakhan and the Astrakhan region. It describes the most important activities undertaken to support the talented teachers and students, to increase the motivation to study physics: the competition «Teacher of the year of Astrakhan» (it is spent since 1991), scientifically-innovative competition «Student», spent within the limits of the presidential initiative «Our new school» to create a unified educational environment «School-high school» realized by the Astrakhan State University and a number of schools of the city within last three years. A new educational resource – a video conferencing to organize and conduct the out-of-class work with students is presented in detail, as well as for daily methodical work with all teachers of area and in all remote points.

Keywords: competition «Teacher of the year of Astrakhan», scientifically-innovative competition «Student», unified educational environment «School-high school», video conferencing.

2.

Анофрикова С.В. ASVmosk@yandex.ru (г. Москва). Как найти выход из кризиса образования.

Убедительно показано: чтобы удерживать внимание детей на уроке, стимулировать их к учению, нужно быть не лектором, а организатором деятельности учащихся по созданию физических знаний (подобной деятельности учёных-физиков), в которой физические знания являются опорными. Словом, нужно перенести акцент в обучении с простой передачи знаний на творческую учебную деятельность, научиться устанавливать, какой именно деятельности нужно учить на данном уроке, и овладеть методикой обучения деятельности. Главное в этой методике – осознать, что человека нельзя научить, развить, воспитать. Он может только научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ, то есть изменить себя сам, через собственную деятельность.

Ключевые слова: кризис образования, деятельностный подход.

3.

Тишкова С.А. swantih@rambler.ru (АГУ, г. Астрахань). «Физический бой» как форма ученической научно-исследовательской деятельности. Сценарий физического боя, 10–11  кл.

Поднимается  проблема подготовки учащихся к научно-исследовательской деятельности через разные формы организации – различного уровня олимпиады по физике  с включением экспериментальных туров, научно-практические конференции с  защитой своих исследовательских работ и «физические бои», где требуется умение не только докладывать о проделанной работе, но и отстаивать свою точку зрения, находить неточности в решении поставленной задачи и оппонировать её решение командой соперников. Приведены пять задач с решениями, предлагавшихся в прошлом году на физбое, в котором участвовали десятиклассники лицея при университете (найти экспериментально силу трения карандаша по столу, что такое сила Кориолиса и как она проявляется, определить экспериментально толщину листа в учебнике, имея только штангенциркуль и линейку,  определить экспериментально массу линейки, имея кроме неё карандаш и монету известной массы, определить температуру процесса по двум адиабатам, найти тепловые потери в схеме с нагревателем).

Ключевые слова: физический бой, ученическая научно-исследовательская деятельность, 10–11 классы.

Tishkova C.A. (ASU, Astrakhan). The «Physical battle» as a form of student research activities. The plan of a «Physical battle», 10–11 grades.

We raise a problem of preparing students to scientifically-research activities through different forms of organization – different levels olympiads in physics with inclusion of experimental rounds, scientifically-practical conferences with protection of their research works, and «Physical battle» where it is necessary not only to report on the done work, but also to defend the own point of view, find inaccuracies in the solution of the task, and oppose its decision to the opposing team. Five tasks with solutions are given, offered on the «Physical battle» in the last year when tenth-graders of the lyceum of the university participated. These tasks are: to find experimentally the force of friction of a pencil on a table; what is the Coriolis force and how it manifests itself; to define experimentally a thickness of a sheet in the textbook having only a caliper and a ruler; to determine experimentally the mass of a ruler having except it a pencil and a coin of a known mass;  to define the temperature of a process having two adiabatic curves; to find heat losses in the scheme with a heater.

Keywords:  physical battle, scientifically-research activities, 10–grades.

4.

Крутова И.А.  irinkrutova@yandex.ruФисенко М.А. mafisenko@yandex.ru, Дергунова О.Ю. dergunova_olesya@mail.ru (АГУ, г. Астрахань). «Открываем» второй закон Ньютона, 10 кл.

Представлена методическая разработка урока физики в 10 классе в рамках деятельностого подхода (школа С.В. Анофриковой). Учитель умело подводит учащихся к постановке познавательной задачи, в ходе решения которой по алгоритму: выдвинуть гипотезу – сформулировать её в виде познавательной задачи –  разработать идею экспериментального решения познавательной задачи – провести экспериментальное исследование – сформулировать ответ – школьники «открывают»  новый для них физический закон. Приведён пример урока в лицейском классе при Астраханском государственном университете, на котором учащиеся установили  факт зависимости ускорения тела от равнодействующей приложенных к нему сил и вид этой зависимости для случаев прямолинейного равноускоренного движения и вращения груза на нити. Тем самым они самостоятельно «открыли» второй закон Ньютона. Для обработки экспериментальных данных применялся программный пакет Origin.  

Ключевые слова: второй закон Ньютона, познавательная задача, установление вида зависимости между физическими величинами, обработка экспериментальных данных.

Krutova I.A., Fisenko M.A., Dergunova O.Yu. (ASU, Astrakhan). «We open» the second law of Newton, 10 grade.

We present a methodological development of the lesson of physics in grade 10 in frameworks of the activity approach (the school of S.V. Anofrikova). The teacher skillfully leads students to the formulation of a cognitive task. Students «open» a new for them physical law when solving this task according to the following algorithm: to put forward a hypothesis –  to formulate it in the form as a cognitive task – to develop the idea of an experimental solution of the cognitive task – to conduct an experimental research – to formulate the answer An example of a lesson in the lyceum class of the secondary school at the Astrakhan State University is given, when students have established the fact of a dependence of acceleration of a body on the resultant force applied to it and the form of this dependence for the cases of uniformly accelerated rectilinear motion and rotation of the load on a filament. Thereby they «have independently opened» the second law of Newton. To processing the experimental data, the software package Origin was used.

Keywords: the second law of Newton, cognitive task, establishment of a form of dependence between physical values, processing of experimental data.

5.

Стефанова Г.П. firstpro@aspu.ru (АГУ), Исмухамбетова А.С. albina_ism@mail.ru (МОУ гимназия № 3,  г. Астрахань). Энергетический метод описания тепловых явлений. Исторический аспект, 10 класс

Рассмотрена история становления энергетического подхода при исследовании процессов взаимного превращения теплоты и работы, описана эволюция энергетических понятий «работа» и «энергия», изложены основные положения теории теплорода, господствовавшей почти два столетия. На историческую логику познания природы, которая привела к опровержению теории теплорода и к энергетическому способу описания тепловых явлений, гипотетически наложена логика познания, характерная для современного деятельностного подхода: в виде системы познавательных задач и методов их решения.

Ключевые слова: закон сохранения энергии, энергетический метод, теория теплорода, живая сила, тема «Основы МКТ. Термодинамика», 10 класс.

Stefanova G.P. (ASU), Ismuhambetova A.S. (MEI, gymnasium № 3, Astrakhan). The energy method for describing the heat phenomena. The historical aspect, grade 10.

We consider the history of the formation of the energy approach in the study of the processes of mutual transformation of heat and work. We also describe the evolution of the energy concepts of «work» and «energy», and give the key points of the theory of caloric, dominated for nearly two centuries.

On the historical logic of knowledge of nature, which led to refutation of the theory of caloric and to the energetic way of describing thermal phenomena, the logic of knowledge typical for a modern active approach in the form of a system of cognitive tasks and methods to solve them is hypothetically imposed.

Keywords: law of conservation of energy, energy method, theory of caloric, manpower, theme «Basics of the MKT. Thermodynamics», grade 10.

6.

Кладиева А.С. ann_kladieva@mail.ru, Джалмухамбетов А.У. jalm_au@mail.ru (АГУ,  г. Астрахань), Н.Г. Гвозденко  (лицей № 1 им. А.П. Гужвина, г. Камызяк, Астраханская обл.). Научно-инновационная программа «Школьник»: система «Школа-вуз».

Описан опыт реализации одного из проектов совместной научно-инновационной деятельности в системе «Школа-вуз», в рамках которого были созданы действующий макет солнечной печи для дачи и отдыха на природе с предварительным модельным расчётом её эффективных параметров и компьютерная модель карты световых полей для школьных помещений, позволившая дать рекомендации для оптимального размещения источников света с целью обеспечения нормативной освещенности в учебных помещениях без существенного увеличения затрат электроэнергии. Расчёты проводились с помощью программы Mathcad. Идея расчёта и основные формулы приведены на диске к № 12/2011.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, ученические проекты,  солнечная энергетика, освещённость, санитарные нормы.

Kladieva A.S., Dzhalmuhambetov A.U. (ASU, Astrakhan), Gvozdenko N.G. (lyceum № 1 of a name of  A.P. Guzhvin, Kamyzyak, Astrakhan reg.). The scientifically-innovative program «Student»: the system «School-high school».

We describe an experience of realization of one of projects of joint scientifically-innovative activity in the system «School-high school». Within the limits of this project, two next models were created: a working model of solar furnace for a villa and rest on the nature with a preliminary model calculation of its effective parameters, and a computer model of a card of light fields for classrooms. This second model allows to make recommendations for the optimal placing of light sources for the purpose of maintenance of standard light exposure in educational rooms without an essential increase of expenses of the electric power. The calculations were spent by means of the program Mathcad. The idea of the calculation and the basic formulas are given on the disk to № 12/2011.

Keywords: research activity, student projects, solar power, light exposure, sanitary standards.

7.

Алыкова О.М. kof@aspu.ru (АГУ,  г. Астрахань). Применение мультимедийных технологий.

Кратко описано основное содержание электронного учебного пособия, разработанного преподавателями Казанского государственного университета д.ф.-м.н. А.И. Фишманом, к.ф-м.н. А.И. Скворцовым, к.п.н. Р.В. Даминовым. Показаны некоторые возможности его применения при проведении занятий как в школе, так и в вузе при изложении отдельных тем по физике раздел «Механика», в частности путём показа видеофрагментов физических демонстраций. Рассмотрены видео задачи: скатывание пустой бутылки и бутылки с песком с наклонной плоскости, движение катушки с намотанной на неё ниткой при приложении силы под разными углами.

Ключевые слова: видео задачи, физический эксперимент, мультимедийные технологии, механическое движение, вращение.

Alykova O.M. (ASU, Astrakhan). Application of multimedia technologies.

We briefly describe the main content of the electronic textbook developed by teachers of the Kazan State University, doctor of physical and mathematical sciences A.I. Fishman, candidate of physical and mathematical sciences A.I. Skvortsov, candidate of pedagogical sciences R.V. Daminov. Some possibilities of its application at carrying out classes both at school, and in high school in the exposition of separate themes in physics of the section «Mechanics» are shown, in particular by showing video clips of physical demonstrations.

Video tasks: sliding down empty bottles and bottles with sand from an inclined plane, and the movement of a coil with the thread reeled up on it at application of forces under different angles are considered.

Keywords: video tasks, physical experiment, multimedia technologies, mechanical movement, rotation.

8.

Крутова И.А. irinkrutova@yandex.ruВалишева А.Г. alpok-phys@mail.ru (АГУ, г. Астрахань).  «Основы термодинамики»: планирование познавательной деятельности, 10 класс.

Описан фрагмент системы познавательных задач, который позволяет спланировать познавательную деятельность десятиклассников по созданию физических знаний по теме «Основы термодинамики» путем теоретических рассуждений. Логика создания знаний выстраивается так, чтобы в результате решения одной познавательной задачи возникла потребность сформулировать и решить следующую.

Ключевые слова: планирование познавательной деятельности, система познавательных задач, тема «Основы термодинамики», 10 класс.

Krutova I.A., Valisheva A.G.  (ASU, Astrakhan). «Bases of thermodynamics»: planning of cognitive activity, grade 10.

We describe a fragment of a system of cognitive tasks, which allows to plan cognitive activity of students of grade 10 to create physical knowledge on the subject «Bases of Thermodynamics» by theoretical arguments. The logic of creation of knowledge is built so that as a result of solving a cognitive task, a need to formulate and solve the next one appears.

Keywords: planning of cognitive activity, system of cognitive tasks, theme «Bases of Thermodynamics», grade 10.

9.

Корнильев И.Н.  kornilev.i@mail.ru (ОГОУ ДПО АИПКП, г. Астрахань). «Необыкновенная» обыкновенная вода.

Популярно для учителей и старших школьников изложены сведения о некоторых «аномальных» свойствах обычной воды, являющейся основой жизни на Земле, о роли её «аномалий» в жизни и технологических процессах.

Ключевые слова: смачивание, несмачивание, молекулярная физика, вода, поверхностное натяжение, капиллярные явления.

Korniliev I.N. (RSEI  AVE,  AIATR, Astrakhan). «Unusual» ordinary water.

For teachers and the senior students, we popularly present information about some of the «anomalous» properties of ordinary water, which is the basis of life on the Earth, about the role of «anomalies» in the life and technological processes.

Keywords: wetting, unwettability, molecular physics, water, surface tension, capillary phenomena.

10.

Грибов В.А. vitalii_gribov@mail.ru (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). ЕГЭ: решаем задачи части С.

С целью помочь тем, кто хочет научиться решать задачи, но пока чувствует себя неуверенно, начаты рассматриваться задачи ЕГЭ части С и задания части А, а также задачи, знакомство с которыми поможет на ЕГЭ. хотя их в ЕГЭ и нет. Разбираются ситуации, которые обычно обходят словами типа «очевидно, что...» или «как известно...». Приведены предваряющие упражнения и три задачи с подробным разбором решений на тему «Кинематика».

Ключевые слова: решение задач, ЕГЭ, механическое движение, кинематика.

Gribov V.A. (MSU of a name of M.V. Lomonosov, Moscow). USE: solving tasks of the part C.

In order to help those students, who wants to learn how to solve tasks, but so far feels shaky, we begin to consider the tasks of the Unified State Examination of the part C and part A, and also the tasks, which can help in the USE. though they are absent there. We examine the situations, which are usually replaced by words such as «it is obvious that…» or «as it is known…». We give preliminary exercises and three tasks with a detailed analysis of solutions on the theme «Kinematics».

Keywords: solving tasks, USE, mechanical motion, kinematics.

11.

Алексеева Е.В.  n-ever@ya.ru (МОУ лицей им. В.В. Гусева, г. Рошаль, Московская обл.). Пять вопросов о ... природе.

Предложена серия мини-конкурсов «Пять вопросов о …» для учащихся 7–11-го классов. Вопросы – текстовые или картинками – вывешиваются в кабинете на 1–2 недели. Первое верное решение всех заданий, поступившее из каждого класса, оценивается отметкой «отлично». В этом номере – вопросы о природе, о физических явлениях и богатая информация о модном направлении живописи – так называемом анаморфозе. Ответы, литературные и сетевые источники даны на диске.

Ключевые слова: мини-конкурс, природа, физическое явление, вопрос по картинке.

Alekseeva E.V. (MEI lyceum of a name of V.V. Gusev, Roshal, Moscow reg.). Five questions about... nature.

We propose a series of mini-competitions «Five questions about ... » for students in 7–11 grades. Questions – texts or images – are hung out in the cabinet for 1–2 weeks. The first correct solution of all tasks, received from each class is estimated with the mark «perfectly». In this number – questions on the nature, on the physical phenomena and rich information on a fashionable direction of painting –a so-called anamorphosis. Answers, literature and web sources are given on the disk.

Keywords: mini-competition, nature, physical phenomenon, question on a picture.

12.

Рефераты публикаций, не вошедших в печатную версию журнала и размещённых только на диске:

Хуторова А.О. fiallochka814@mail.ru (ГОУ СОШ № 814, г. Москва). Этот загадочный коллайдер – о научных школах ЦЕРН для учителей и об организации телеконференций ЦЕРНа с российскими школами. Приведена презентация.

Барабанов Н.Н. fiallochka814@mail.ru (ОМЦ ЦОУО, г. Москва). Эрнест Резерфорд и атомная физика ХХ в. (к 100-летию создания планетарной модели атома и 140-летию со дня рождения учёного). Описаны и хорошо проиллюстрированы четыре эксперимента Э. Резерфорда, открывшие дверь в современную физику микромира.

Белюстов В.Н. Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц (к 200-летию со дня рождения). Кратко описана биография и деятельность энциклопедиста, учёного-универсала, сделавшего блестящие открытия в области физики, практической медицины, физиологии, анатомии, психологии, математики. Приведена презентация.

– Обзор электронных публикаций для организации внеклассных занятий:

  • Есин В.И. Vesin2007@yandex.ru (МОУ ЗСОШ, c. Запрудное, Кстовский р-н, Нижегородская обл.). Решение астрономических задач. Подготовка к олимпиадам и турнирам
  • Зюбина И.В. zubina_ir@mail.ru (ГОУ гимн. № 625, г. Москва). Сценарий физического спектакля «Репка»
  • Иванченко И.И. bummer12@rambler.ru (МОУ ТСОШ, с. Танцырей,  Борисоглебский район, Воронежская обл.). Космические ребусы
  • Козлова А.Г., Трифонов М.А., Баланов В.Ю., Иоголевич И.А., Сереженко Е.Д., Гаус И.И., Фокин А.В. zubina_ir@mail.ru, Кандерова О.Н., Субботина М.Ю. (ФМЛ № 31, г. Челябинск). Декады физики и естествознания, 5–11 кл.: «Путешествие по парку Юрского периода» (2003/2004 уч. г.); «Великие научные открытия» (2005/2006 уч. г.)
  • Куснатдинова О.Н. school24snow@yandex.ru (МБОУ СОШ № 24, п. Снежногорск, Красноярский кр.). Кроссворд «Астрономия»
  • Лисюкова Т.Н. tlisyukova@pochta.ru (с. Лаишевка, Ульяновская обл.). Физика в рисунках
  • Пантелеева-Пашкина В.В. mamajuli@mail.ru (лицей № 16, г. Павлодар, Респ. Казахстан). Законы физики в стихах
  • Рыбакова Е.В., Гаврилова Н.В., Фролова А.Н. (ГОУ СОШ № 1209 с УИАЯ, г. Москва).Сценарии физических спектаклей на тему «Электрический ток»: «Острова невезения» и «Бунт в королевстве Электричество», 8 и 10 кл.
  • Савчук И.А. iasavchuk@mail.ru (МОУ СОШ № 13, г. Астрахань). История создания лампы накаливания. Ученический проект.
  • Сёмина М.И. Mariy-syomina@yandex.ru  (МОУ гимназия № 41,  г. Люберцы, Московская обл.). Сценарий КВН (Неделя естественных наук), 7 кл.
  • Трубачеева С.А.  alagui_school@mail.ru (с. Алагуй, Ольхонский р., Иркутская обл.) Ребусы по физике и астрономии
  • Чикин В.С. (г. Нижний Новогрод). Сценарий физического спектакля «Мария Склодовская-Кюри», 11 кл.

– Из архива Народного учителя России Л.В. Пигалицына levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Иллюстративный материал к теме «Астрономия», изучаемой в курсе физики 11-го класса по УМК  Г.Я. Мякишева:

  • Солнечная система. Планеты. Кометы. Астероиды. Метеоры
  • Солнце и звёзды
  • Строение Вселенной
  • Единая физическая картина мира.

Ключевые слова: научные школы ЦЕРН для учителей, телеконференции ЦЕРНа, Эрнест Резерфорд, Герман Гельмгольц, организация занятий  внеклассных и в летних лагерях, астрономические задачи, сценарии физических спектаклей, космические ребусы, астрономические ребусы, физические ребусы, неделя естественных наук, декада физики и естествознания, физика в рисунках, физика в стихах.

Abstracts of the publications not entered into the printing version of magazine and placed only on the disk:

– Khutorova A.O. This mysterious collider – about scientific schools of CERN for teachers and about the organization of CERN teleconferences with Russian schools. The presentation is given.

  • Barabanov N.N. Ernest Rutherford and the atomic physics of the twentieth century (to the 100 anniversary of creation of the planetary model of an atom and the 140 anniversary from the date of the birth of the scientist).
  • We describe and illustrate four experiments of Rutherford, who opened a door to the modern physics of the microworld.
  • Belyustov V.N. Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz  (to the 200 anniversary from the date of the birth).

We briefly describe the biography and activity of the encyclopedist, universal scientist, who made brilliant discoveries in physics, applied medicine, physiology, anatomy, psychology, and mathematics. The presentation is given.

Overview of electronic publications for the organization of out-of-class activities:

  • Esin V.I. (MEI ZSS, v. Zaprudnoye, d. Kstovskiy, Nizhny Novgorod reg.). The solution of astronomical tasks. Preparation for olympiads and tournaments.
  • Zubina I.V. SEI gymnasium № 625, Moscow). The script of the physical performance  «The Turnip».
  • Ivanchenko I.I. (MEI TSS, v. Tantsyrei, d. Borisoglebsky, Voronezh reg.). Space rebuses.
  • Kozlova A.G., Trifonov M.A., Balanov V.Yu., Iogolevich I.A., Serezhenko E.D., Gaus I.I., Fokin A.V., Kanderova O.N., Subbotina, M.Yu. (PML № 31, Chelyabinsk). Decades of physics and natural sciences, grades 5–11: «Journey to Jurassic Park» (2003/2004  schoolyear); «The great scientific discoveries» (2005/2006 schoolyear)
  • Kusnatdinova O.N. (MBEI SS № 24, v. Snezhnogorsk, Krasnoyarsk reg.). Crossword «Astronomy».
  • Lisyukova T.N. (v. Laishevka, Ulyanovsk reg.). Physics in pictures.
  • Panteleeva-Pashkina V.V. Lyceum № 16, Pavlodar, Resp. Kazakhstan). Laws of physics in verses.
  • Rybakova E.V., Gavrilova N.V.,Frolova A.N. (SEI SS № 1209 with profound studying of English, Moscow). Scenarios of physical performances on the theme «Electric current»: «Islands of bad luck» and «Revolt in the Kingdom of electricity», 8 and 10 grades.
  • Savchuk I.A. (MEI SS № 13, Astrakhan. History of creation of a lamp of incandescence. The student project.
  • Semina M.I. (MEI gymnasium № 41, Lyubertsy, Moscow reg.). KVN scenario (Week of natural sciences), 7 grade.
  • Trubacheeva S.A. (v. Alagui, d. Olkhon., Irkutsk reg.). Rebuses on physics and astronomy.
  • Chikin V.S. (N. Novogrod). The scenario of a physical performance «Maria Sklodovskaja-Kjuri», 11 grade.

– From the archive of the National teachers of Russia L.V. Pigalitzyn (MEI SS № 2, Dzerzhinsk, N. Novgorod reg.). llustrative material to the theme «Astronomy», studied in a course of physics in grade 11 at TMS of Myakishev:

  • The solar system. Planets. Comets. Asteroids.  Meteors
  • the Sun and stars
  • The structure of  the Universe. The uniform physical picture of the world.

Keywords: scientific schools of CERN for teachers, of CERN teleconferences, Ernest Rutherford, Hermann Helmholtz, organization of employments out-of-class and in summer camps, astronomical tasks, scenarios of physical performances, space rebuses, astronomical rebuses, physical rebuses, week of natural sciences, decade of physics and natural science, physics in pictures, physics in verses.

13.

Поздравляем с юбилеем: Бориса Викторовича Булюбаша, Антона Григорьевича Новака.

Ключевые слова: Борис Викторович Булюбаш, Антон Григорьевич Новак.

Happy birthday, Boris Victorovich Bulyubash and Anton Grigoryevich. Novak!

Keywords: Boris Victorovich Bulyubash, Anton Grigorievich. Novak.