1.

Шишулина С.Р. vetsh2007@yandex.ru (МОУ СОШ № 1, г. Фурманов, Ивановская обл.). Плотность вещества. Архимедова сила. Комбинированный урок-практикум для подготовки к ГИА, 9-й  класс.

Показано, что одно только решение задач, уже предлагавшихся на ГИА прошлых лет, не может активизировать  самостоятельную деятельность учащихся,  развить их умения применять знания в изменённой и новой ситуациях, психологически  подготовить школьников к итоговому испытанию. Поскольку физика – наука экспериментальная, а деятельностный подход предусматривает опору на самостоятельную работу учащихся, автор ежегодно в мае проводит в 9 классе практикум по решению экспериментальных (разноуровневых) «задач роста». Приведён пример такого урока по теме «Плотность вещества. Архимедова сила» с использованием интерактивной доски и мультимедийной презентации, даны методические рекомендации по организации дифференцированной групповой работы учащихся с решением расчётных и экспериментальных задач. Полностью презентация представлена на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок», урок-практикум, ГИА, тема «Плотность вещества. Архимедова сила», экспериментальные умения и навыки, 9-й класс.

Shishulina S.R. (MEI, SS № 1, Furmanov, Ivanovo reg.). Density of substance. Archimedean force. The combined lesson-practical work for preparation to the STC, 9th grade.

We show that the mere solving of the tasks already offered on STC of past years, can not activate independent activity of students, develop their abilities to apply knowledge in the changed and new situations, and psychologically prepare students for the final test. Since the physics is an experimental science, and active approach provides support for independent work of students, the author annually in May spends in 9th grade a practical work on solving of experimental «problems of growth» (of different levels). An example of such a lesson on «Density of substance. Archimedean force» is given with use of an interactive board and multimedia presentation, Methodical recommendations on the organization of a differentiated group work of students with solving of calculated and experimental tasks are supplied. The fully presentation is presented on the disk to № 8/2011.

Keywords: competition «I'm going to class», lesson-practical work, STC, theme «Density of substance. Archimedean force», experimental skills, 9th grade.

2.

Денисова И.Э. irina.e.denisova@gmail.com (АСШ № 3, г. Андреаполь, Тверская обл.). Фотоэффект. 11-й класс.

Представлены выборочно слайды презентации к уроку объяснения нового материала по теме «Фотоэффект». Полностью презентация с видеофайлами «Наблюдение фотоэффекта» и «А. Эйнштейн» дана на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: презентация, «Фотоэффект», 11-й класс.

Denisova I.E. (ASS № 3,  Andreapol, Tver reg.). Photoeffect. 11th grade.

We selectively present slides of the presentation to a lesson of explanation of a new material for the theme «Photoeffect».

The fully presentation with video files «Observation of Photoeffect» and «A. Einstein» is presented on the disk to № 8/2011.

Keywords: presentation, «Photoeffect». 11th grade.

3.

Ухова Л.В. uh-fiz75@rambler.ru (МОУ СОШ № 14, г. Шахунья, Нижегородская обл.). Давление на дно морей и океанов. Исследование морских глубин. Комбинированный урок ФИЗИКА + ЛИТЕРАТУРА, 7-й класс.

Приведён сценарий комбинированного урока ФИЗИКА + ЛИТЕРАТУРА на  материале романа Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Убедительно показано, что использование художественной и научно-популярной литературы в сочетании с информационно-компьютерной технологией позволяет вырабатывать умение свободно и грамотно говорить, используя научную терминологию. А это закладывает базу для дальнейшего профессионального становления. На диске к № 8/2011 представлена подборка иллюстраций к уроку.

Ключевые слова: комбинированный урок, самостоятельная и групповая работа, тема «Давление», исследовательский метод, 7  класс.

Ukhova L.V. (MEI, SS № 14, Shakhunya, Nizhni Novgorod reg.). Pressure upon a bottom of the seas and oceans. Research of sea depths.
The combined lesson «PHYSICS + LITERATURE», 7th grade.

We present a plan of the combined lesson «PHYSICS + LITERATURE», on the material of the novel of Z. Vern «Twenty thousand leagues under water». It is convincingly shown that the use of the fiction and popular scientific literature in a combination with the information-computer technology makes it possible to develop ability to freely and competently speak, using scientific terminology.And it puts a base for further professional development. On the disk to № 8/2011, the selection of illustrations to the lesson is presented.

Keywords: combined lesson, individual and group work, theme «Pressure», research method, 7th grade.

4.

Храпова И.П.  hgn@schekino.tula.net (МОУ лицей, г. Щёкино, Тульская обл.). Решение задач ЕГЭ на проверку экспериментальных умений. Урок-семинар, 11  класс.

Предложен эффективный метод подготовки к ЕГЭ: проводить уроки-семинары после повторения конкретной темы и прорешивания заданий из различных источников. Учащиеся, получив перечень основных типов задач по данной теме, самостоятельно (при консультации учителя) подбирают  соответствующие задания ЕГЭ и обобщают методы их решения. Работают сначала в группах, затем индивидуально. Приведён сценарий одного из таких уроков. Урок сопровождается  электронной презентацией, в которую вставлена «минута релаксации зрения». Полностью презентация представлена на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: конкурс «Я иду на урок»,  урок-семинар решения экспериментальных заданий ЕГЭ по картинкам, экспериментальные умения и навыки, методологические умения, построение и анализ графиков зависимостей физических величин, вольт-амперная характеристика, построение изображения предмета рассеивающей линзой, правило рычага, превращения радиоактивного вещества, воздушный конденсатор, электрические цепи с катушкой индуктивности или конденсатором, закон Гука, резисторы в электрической цепи, 11-й класс.

Khrapova I.P. (MEI lyceum, Schekino, Tula reg.). Solving tasks of Unified State Examination on checking of experimental skills. Lesson-seminar, 11th grade.

We offer an effective method of preparation for USE: to spend lessons-seminars after repetition of a concrete theme and solving all tasks from various sources. Students receive the list of basic types of tasks on the given theme, independently (with a consultation of the teacher), select corresponding tasks of USE, and generalize methods of their decision. They work at first in groups, then individually. The plan of one of such lessons is given. The lesson is accompanied by an e-presentation into which a «minute of a relaxation of sight» is inserted. On the drive to № 8/2011, the fully presentation is given.

Keywords: competition «I'm going to class», lesson-seminar of solving experimental tasks of USE at pictures, experimental skills, methodological skills, construction and analysis of graphs of dependences of physical values, volt-ampere characteristic, construction of the image of a subject given by a scattering lens, lever rule, transformation of a radioactive substance, air condenser, electric chains with a coil of inductance or a condenser, the law of Hooke, resistors in an electric chain, 11th grade.

5.

Бражников М.А. birze@inbox.ru («Физика-ПС», ГОУ гимназия № 625, г. Москва).  Об экспериментальных учебных исследованиях.

На примере статьи Храповой И.П. (см. с. 9–17 наст. номера) разбираются методические недостатки составителей экспериментальных заданий ЕГЭ и, в частности, задач  «на установление (исследование) функциональной зависимости на основании экспериментальных данных».

Ключевые слова: экспериментальные задания ЕГЭ, оценка точности измерений, графический метод решения задач, определение ёмкости конденсатора, определение ускорения свободного падения, 10–11 классы.

Brazhnikov M.A. («Physics-PS», SEI gym. № 625, Moscow). About experimental educational researches.

On an example of the article Khrapova I.P. (see p. 9-17 of this number), we consider methodical lacks of the composers of experimental tasks of the Unified State Examination, in particular, of the tasks of determination (research) of the functional dependence on the basis of experimental data.

Keywords: experimental tasks of the Unified State Examination, estimation of accuracy of measurements, graphical method for solving tasks, definition of capacity of a condenser, definition of free fall acceleration, 10th–11th grades.

6.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). ЕГЭ по-американски.

Даны 4 тестовых задания из американского журнала «Physics Teacher».

Ключевые слова: тестовые задания, ЕГЭ по-американски, сила притяжения, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, сила Архимеда, выталкивающая сила.

Bogdanov K.JU. (SEI lyceum № 1586, Moscow). USE in an American way.

We present 4 test tasks from the American magazine «Physics Teacher.

Keywords: test tasks, USE in an American way, force of attraction, day of spring equinox, day of autumn equinox, Archimedean force, pushing out force.

7.

Кудрявцев А.А., Шапов В.Л. schwi@rambler.ru (ПАПО МО, г. Москва). Интерактивные учебные пособия.

Представлены фрагменты из интерактивного учебного пособия из серии «Наглядная физика» компании «Экзамен-МЕДИА»: «Определение плотности вещества», «Определение фокусного расстояния собирающей линзы», «Иллюстрация зависимости сопротивления проводника от материала, длины и сечения». Описана последовательность действий пользователя при работе с интерактивным компонентом. Показано, как  разрабатывать сценарии учебных эпизодов с использованием этого пособия. Несколько скриншотов к описанным моделям даны в электронных приложениях на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, интерактивное учебное пособие, компьютерное моделирование, «Наглядная физика» компании «Экзамен-МЕДИА», «Определение плотности вещества», «Определение фокусного расстояния собирающей линзы», «Иллюстрация зависимости сопротивления проводника от материала, длины и сечения».

Kudryavtsev A.A., Shapov V.L. (PAPE, Moscow region, Moscow). Interactive manuals.

We show fragments of the interactive manual from a series of «Evident physics» of the company «Examination-media»: «Definition of density of substance», «Definition of focal length of a collecting lens», «Illustration of dependence of the resistance of a conductor from the material, length and cross section». The sequence of actions of the user at work with an interactive component is described. It is shown how to develop a plan of educational episodes using this grant.

Some screenshots to the described models are given in electronic applications on the disk to № 8/2011.

Keywords: digital educational resources, interactive manual, Computer modeling, «Evident physics» of the company «Examination-media», «Definition of density of substance», «Definition of focal length of a collecting lens», «Illustration of dependence of the resistance of a conductor from the material, length and cross section».

8.

Чаругин В.М., проф., академик РАКЦ charugin2010@mail.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в мае.

Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, южной и северной частях горизонта, фазы Луны, планеты, метеорные потоки. Приведено  изображение созвездий Жирафа, Северного Оленя и Хранителя Урожая из старинного атласа созвездий «Urania’s Mirror»  Иосафата Аспина, а также астрофотографии «спрятавшейся» галактики IC 342 в созвездии Жирафа и спираль, образованной веществом при сбросе оболочки умирающей звездой в двойной системе LL Пегаса.

Ключевые слова: астрономия, звёздное небо, звёздные карты, созвездия Жирафа, Северного Оленя и Хранителя Урожая, галактика IC 342 в созвездии Жирафа, двойная система LL Пегаса.

Charugin V.M., prof., academician of the RAATs. (MSPU, Moscow). The star sky in May.

We describe the star sky, star maps in the zenith, the northern and southern parts of the horizon, phases of the Moon, planets, and meteor streams. Images of  the constellations Camelopardalis, Tarandus vel Rangifer, and Custos Messium from the ancient atlas of constellations «Urania’s Mirror» of  Iosafat Aspin are given. We give also an astrophotography of «hidden» galaxy IC 342 in the constellation Camelopardalis and of a spiral formed by dumping of matter at the shell of the dying star in the binary system of LL Pegasus.

Keywords: astronomy, star sky, star maps, constellations Camelopardalis, Tarandus vel Rangifer, and Custos Messium, galaxy IC 342 in the constellation Camelopardalis, binary system of LL Pegasus. 

9.

Пигалицын Л.В. levp@rambler.ru (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Новости науки и техники.

Дан обзор последних сообщений в Интернете на темы: «Энергия пустыни» – о совместном алжирско-японском проекте Sahara Solar Breeder превращения к 2050 г. пустыни Сахара в чащу солнечных батарей; «Путь «Дракона» – об испытательном полёте первого в истории частного космического «грузовика» «Dragon»; «Два в одном» –  о создании кремниевых чипов с оптическими и электрическими цепями, что поможет увеличить производительность суперкомпьютеров; «Эйнштейн не ошибался» –  о природе тёмной энергии.  Расширенный обзор см. на диске к № 8/2011.

Ключевые слова: новости науки и техники, солнечные батареи, частный космический «грузовик», кремниевые чипы с оптическими и электрическими цепями, природа тёмной энергии.

Pigalizyn L.V. (MEI, SS № 2, Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod reg.). News of science and technique.

We present a review of the latest messages on the Internet on the topics: «Energy of desert» – about a joint Algerian-Japanese project Sahara Solar Breeder of conversion of the Sahara Desert in a thicket of solar batteries in 2050; «"Way" of the Dragon» – about a test flight of the first in the history of private space «truck» «Dragon»; «Two in one» – about creation of silicon chips with optical and electrical circuits that will help to increase productivity of supercomputers; «Einstein was right» – about the nature of dark energy. An expanded review see on the disk to № 8/2011.

Keywords:  News of science and technique, solar batteries, private space «truck», silicon chips with optical and electrical circuits, nature of dark energy.

10.

Карташов В.Ф. kartash@cspu.ru (ЧИПС, г. Челябинск). Практические работы: созвездие Большой Медведицы.

Продолжение серии задач по картинкам с изображением созвездия Большой Медведицы – «Небо над аббатством Hirsau» и «Полярное сияние в небе Оклахомы (США) 29 октября 2003 г.»: определение времени съёмки и широты места наблюдения по фотографии.

Ключевые слова: астрономия, созвездие Большой Медведицы, практические работы по картинкам, «Небо над аббатством Hirsau», «Полярное сияние в небе Оклахомы».

Kartashov V.F. (Institute of Communications, Chelyabinsk). Practical works on astronomy: the constellation Ursa Major.

We continue the series of tasks on the pictures with the image of constellation Ursa Major («The sky above the abbey Hirsau» and «Polar light in the sky of Oklahoma (USA) 29 October 2003»): definition of time of shooting and latitude of the place observations a photography.

Keywords: astronomy, constellation the Ursa Major, practical works on pictures, «The sky above the abbey Hirsau», «Polar light in the sky of Oklahoma».

11.

Демидова М.Ю. demidovaktv1@yandex.ru (ФИПИ, МИОО, г. Москва) и др. Тренировочный вариант ЕГЭ. 2011.

Окончание тренировочного варианта, часть 3.

Ключевые слова: решение задач, ЕГЭ.

Demidova M.JU. (FIPM, MIOE, Moscow) et al. Training variant of USE-2011 in physics.

We give the end of the training variant, part 3.

Keywords: solving tasks, USE.

12.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru (ГОУ лицей № 1586, г. Москва). Школьные олимпиады по физике в США.

Дано представление об организации и проведении школьных олимпиад в США. Представлено 50 задач олимпиады Physics Bowl-2010 с решениями.

Ключевые слова: решение задач, школьные олимпиады..

Bogdanov K.JU. (SEI lyceum № 1586, Moscow). School olympiads in physics in the U.S.A.

We give a representation of organization and carrying out of school olympiads in physics in the U.S.A. 50 tasks of the olympiad «Physics Bowl-2010» with solutions are presented.

Keywords: solving tasks, school olympiads.

13.

Поздравляем с юбилеем Елену Борисовну Сазанову

Ключевые слова: юбилей, Елена Борисовна Сазанова.

Happy birthday, Elena!

Keywords: anniversary, Elena Borisovna Sazanova.

14.

Спектор Л.С. Репортажи ленинградского радио в годы Великой Отечественной войны.

Представлены в сокращении воспоминания члена фронтовой редакции сотрудницы о работе ленинградского Радиодома в дни блокады  (по одноимённой статье из журнала «Радиоэлектроника и связь» № 12, 1997 г.). Описан принцип работы шоринофона – отечественного аппарата для записи и воспроизведения звука, а также принцип получения тонфильмов с помощью оптической записи звука и фонограмм при механической.

Ключевые слова: радио, блокадный Ленинград, ленинградский Радиодом, звукозапись, 7-я (Ленинградская) симфония Д.Д. Шостаковича,  О.Ф. Берггольц, передача «Письма с фронта и на фронт», радиофильм «Ленинград в блокаде. 9000 дней», шоринофон, Оптическая запись звука (тонфильм), механическая запись звука на ленту по методу Филипс–Миллера.

Spector L.S. Reports of the Leningrad radio in days the Great Patriotic War.

We present in reduction memoirs of a member of the front edition about work of the Leningrad Radiohouse during the blockade (under the article with the same name from the journal «Radio electronics and communication» № 12, 1997). A work principle of a shorinophon – the domestic device for recording and reproduction of sound is described, as soon as a principle of obtaining tonefilms by means of optical recording of sound and soundtracks for mechanical recording.

Keywords: radio,  blockade Leningrad, Leningrad Radiohouse, 7-th (Leningrad) symphony of D.D.Shostakovich, O.F. Bergholz, broadcast «Letters from the front and to the front», radio film «Leningrad in blockade. 9000 days», shorinophon, optical recording of a sound (tonefilm), mechanical recording of sound on tape by the method of Phillips-Miller.

15.

Козлова Н.Д. (журнал «Физиика-ПС», г. Москва). Веб-квест «Физики в Великой Отечественной».

Приведена подборка из 20 источников, содержащих материал для организации занятий, посвящённых вкладу учёных-физиков в Победу в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: физика Победы в Великой Отечественной войне, победа ковалась в тылу, всё для фронта, всё для победы, физика в годы ВОВ, тыл – фронту, физики на службе отечеству, без физики армии создать нельзя, наука ковала Победу.

Козлова Н.Д. («Physics-PS», Moscow). Web quest «Physicists in the Great Patriotic War».

We give a selection of 20 sources that contain a material for the organization of lessons devoted to the contribution of physicists to the Victory in Great Patriotic War.

Keywords: physics of the Victory in the Great Patriotic War, victory was forged in the rear area, everything for the front, everything for a victory, physics in days of the Second World War, rear – to front, physics on service of the fatherland, without  physics, it is impossible to create an army, science forged Victory.

16.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ.  материалов из Интернета.)

Ответы экспертов на вопросы: Почему самые большие приливы в мире – до 17 м – наблюдаются в заливе Фанди?  Что заставляет частицы кофейной гущи соединяться в причудливые узоры?

Ключевые слова: приливы и отливы, механический резонанс, поверхностное натяжение.

Why, why?.. (Bulyubash B.V., NUTU of a name of R.E. Alekseev, Nizhny Novgorod. Materials from the Internet selected and trans. from English)

We give the answers of experts to questions: why the greatest tides in the world – to 17 m – are observed in the bay of Fundy? what makes the particles of coffee grounds to connect to intricate patterns?

Keywords: tides and low tides, mechanical resonance, surface tension.

17.

Как это устроено? Сосудистые стенты. (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно описана техника имплантации стентов – сетчатых цилиндров, расширяющих суженные артерии, показана их роль в лечении больных, страдающих сердечной недостаточностью, а также преимущества их имплантации по сравнению с операцией шунтирования на открытом сердце.

Ключевые слова: саморасправляющиеся стенты, стенты, расправляющиеся на баллоне, баллонная ангиопластика, шунтирование на открытом сердце.

How does it work? Vascular stents (trans. from English. N.D. Kozlova).

We popularly describe the technique of implantation of stents –mesh cylinders expanding narrowed arteries and demonstrate their role in the treatment of patients suffering from heart failure, as soon as the benefits of their implantation compared with bypass surgery, open heart surgery.

Keywords: Self-straightening stents, stents, straightened on a cylinder, balloon angioplasty, bypass open heart surgery.

18.

Белюстов В.Н. belyustov@yandex.ru (БЦО, г. Борисоглесбск, Воронежская обл.), Старшов М.А. mastarshov@mail.ru (СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов), Заборьева О.М. (МОУ СОШ № 30, г. Волжский, Волгоградская обл.). Иванов, к доске!

Подборка школьных «ляпов» из тетрадей учеников и студентов.

Ключевые слова: школьный юмор.

Belyustov V.N. (BEC, Borisoglebsk, Voronezh reg,), Starshov V.A. (SSU  of a name of  N.G. Chernyshevsky, Saratov), Zabor’evaO.M. (MEI SS № 30,  Volzhsky,  Volgograd reg.). Ivanov, to the board!

We give some selected school  «blunders» of the books of pupils and students.

Keywords: school humor.