1.

Бондаров М.Н., Бондарова О.И. <mihail_bondarov@mail.ru> (ГОУ лицей № 1501, г. Москва). Конструктор уроков. Тема «МКТ. Термодинамика». 10–11 кл. № 24.

Представлены методические рекомендации по использованию авторского виртуального конструктора уроков по теме «МКТ. Термодинамика», созданного на основе электронных ресурсов журнала «Квант» и позволяющего оптимизировать процесс подготовки учителя к урокам.

We present methodical recommendations on the use of the author's designer of lessons on «MKT. Thermodynamics», created on the basis of electronic resources of the journal «Quantum» and allowing to optimize the process of preparing teachers for the lessons.

Ключ. слова: конструктор уроков, электронные ресурсы журнала «Квант», оптимизация процесса подготовки к урокам, особые домашние задания, 10–11 кл.

2.

Шапкин В.А. <vlad207@yandex.ru> (МОУ Андреевская СОШ, c. Андреевское,  Сусанинский р-н, Костромская обл.). Электрический ток в металлах. План-конспект урока объяснения нового материала  с компьютерной поддержкой, 10 кл. УМК Г.Я. Мякишева (2 ч/нед.). № 24.

Представлен план-конспект урока, на котором учитель, используя интерактивную презентацию с переходом по гиперссылкам к поясняющим текстам, знакомит учащихся с особенностями прохождения электрического тока в металлических проводниках, освещает историю вопроса (опыты Рикке, Мандельштама и Папалекси, Толмена и Стюарта), выводит зависимость силы тока от скорости направленного движения зарядов в проводнике на основе классических представлений, рассматривает зависимость сопротивления металлов от температуры и затрагивает явление сверхпроводимости. Презентация представлена в электронных приложениях к номеру и на диске к № 22/2010.

We present a plan-abstract of a lesson in which the teacher using an interactive presentation with a transition on hyperlinks to explaining texts, introduces students to the characteristics of electric current in metallic conductors, shines the history of the question (experiments of Ricky, Mandelshtam and Papaleksi, Tolmen and Stewart), deduces the dependence of the current strength on the rate of directional movement of charges in a conductor on the basis of classical concepts, considers the resistance of metals on the temperature and mentions the phenomenon of superconductivity. The presentation is presented in electronic appendices to the number and on the disk to № 22/2010.

Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», тема «Электродинамика», урок объяснения нового материала, компьютерная поддержка, электропроводность, сверхпроводимость, 10 кл.

3.

Генденштейн Л.Э. <genden@list.ru> (ИСМО РАО, г. Москва). Что же такое электрическое сопротивление металла?

Приведены расширенные фрагменты из авторских (прошедших федеральную экспертизу) учебников «Физика» для 8-го и для 11-го классов, где указывается, что электрическое сопротивление металлов – это квантово-механический эффект, наблюдаемый в макромире. Подчёркивается, что классическая модель электросопротивления как результата столкновений «шариков»-электронов с «шариками»-ионами является ограниченной и не может объяснить экспериментально наблюдаемых зависимостей электросопротивления от длины и площади сечения проводника. Расхождение теоретических расчётов удельного электросопротивления с экспериментальными данными составляет несколько порядков.

We give expanded fragments from author's (passed the federal examination) textbooks of «Physics» for the 8-th and 11-th grades, which indicate that the electrical resistance of metals is a quantum mechanical effect observed in the macrocosm. It is emphasized that the classical model of electrical resistance as a result of collisions of «balls»-electrons with «balls»-ions is limited and can not explain experimentally observed dependences of the electrical resistivity on the length and cross-sectional area of a conductor. The discrepancy between theoretical calculations of the resistivity with experimental data is several orders of magnitude.

Ключ. слова: тема «Электродинамика», электросопротивление, сверхпроводимость, 8, 11 кл.

4.

Немальцына Н.А. <beloomut-school1@yandex.ru> (Белоомутская СОШ № 1, п. Белоомут, Луховицкий р-н, Московская обл.). Решение задач на движение как предпрофильная подготовка.

Описан 30-летний педагогический опыт предпрофильной подготовки учащихся школы к изучению автодела, начиная буквально с начальной школы. Школа является одна из немногих в Московской области, которая с 1983 г. получила лицензию на выдачу водительских  прав категории «С», а с 2006 г. – и категории «В». Приведены примеры задач на движение, которые дети должны  решать на уроках. Задачи с правильным их оформлением даны в электронных приложениях к номеру, а также на диске к № 22/2010.

We describe a 30-year teaching experience of preprofile preparation of students of school to study driving, starting literally from the elementary school. The school is one of the few in the Moscow region, which since 1983 has received a license to issue driver's licenses of category «C», and since 2006 – of category «B». Examples of tasks on the motion, which the children have to solve at  lessons are presented. The tasks with their correct execution  are given in the electronic applications to the number, as well as on the  disk to № 22/2010.

Ключ. слова: автодело, предпрофильная подготовка, задачи на движение, 7 кл.

5.

Пантелеева-Пашкина В.В. <mamajuli@mail.ru> (школа-лицей № 16, г. Павлодар, Республика Казахстан). Обучение решению стандартных задач

В статье предлагается способ обучения учащихся решению стандартных задач по физике разного уровня сложности. Приведены образцы листов с заданиями, листов с решениями и краткие методические рекомендации по их использованию на уроках физики в средней школе по теме «Дифракционная решётка».  Карточки на темы «Работа и мощность», «Архимедова сила» (а также и на тему «Дифракционная решётка») с заданиями и решениями даны также в электронных приложениях к номеру и на диске к № 22/2010.

 We offer a way to teach students to solve  standard  tasks in physics of different levels of complexity. Samples of papers with tasks, decisions, and brief methodical recommendations on their use at lessons of physics in high school on «Diffraction lattice» are shown. The cards on the themes «Work and power», «Archimedes force» (together with the theme «Diffraction lattice») with tasks and solutions are also given in the electronic applications to the number and on the disk to № 22/2010.

Ключ. слова: обучение решению стандартных задач, темы «Дифракционная решётка», «Работа и мощность», «Архимедова сила», 7, 11 классы.

6.

Родионова О.Э. <olga.ergardovna@ya.ru> (лицей № 34, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Фотоэффект. Дидактические материалы: краткая теория, качественные и расчётные задачи в трёх уровнях сложности, 11  кл.

Предложен обширный дидактический материал, включающий в себя краткое изложение теории фотоэффекта и подборку из примерно ста качественных и расчётных задач трёх уровней сложности, которые предлагались на различных олимпиадах и вступительных вузовских экзаменах, а также тестовых заданий и проверочных работ в нескольких вариантах. Все задачи даются с ответами, а часть – с анализом решений. Полностью материал представлен в электронных приложениях к № 24/2010, а также на диске-вложении к № 22/2010. – Ред.)

We present extensive didactic materials, including a summary of the theory of the photoelectric effect and a selection of about a hundred qualitative   and  computational tasks of three levels of complexity, which were given at various Olympiad competitions and entrance institute examinations, as well as test questions and test works in several variants. All the tasks are given with answers, and a part – with an analysis of the solution. Completely the material is presented in the electronic applications to № 24/2010, as well as on the disk attachment to the № 22/2010. - Ed.

Ключ. слова: решение задач, тема «Фотоэффект», 11 кл.

7.

Коган Н.Э. <kogan.ag@gmail.com> (ЦО № 345, г. Москва). Задания с самостоятельным выбором данных, 7-й класс.

Предложен оригинальный подход к методике повторения и обобщения материала в виде решения задач с самостоятельным вариативным выбором учащимися данных и/или самих условий задач. Тема: «Механическое движение», «Условия плавания тел. Закон Архимеда», 7 кл.

We offer an original approach to the technique of repetition and generalization of material in the form of decision of tasks with an independent variative student choice of data and / or the very conditions of tasks. The Themes are: «Mechanical movement», «Conditions of swimming of bodies. Archimedes Law», grade 7.

Ключ. слова: решение задач, групповая форма работы, физические сказки, 7 кл.

8.

Белюстов В.Н. (<belyustov@yandex.ru>, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты: Джеймс Уатт.

Кратко описана биография и неизмеримый вклад в науку и технику Джеймса Уатта, британского изобретателя (19.01.1736). Презентация представлена в электронных приложениях к номеру и на диске к № 22/2010. Там же размещены тексты и презентации о других юбилярах января 2011 г.: пионере ядерной физики В.-В.-Г. Боте (08.01.1891), советском физике И.М. Фабелинском (17.01.1911), польском астрономе Яне Гевелии (28.01.1611).  В электронных приложениях к номеру даны более полный вариант биографии Дж. Уатта (авт. М.А. Бражников), а также тексты и презентации о юбилярах февраля 2011 г.: швейцарском физике-метрологе и металловеде Ш.-Э. Гильоме (Гийоме) (15.02.1861 г.), французском физике, астрономе и политическом деятеле Д.-Ф. Араго (26.02.1786).

We briefly describe the biography of James Watt, British inventor (19/01/1736) and his immeasurable contribution to science and to technique. The presentation is presented in the electronic applications to the number and on the disk to № 22/2010. Texts and presentations about other heroes of the day in January 2011 are also placed there: a pioneer of nuclear physics V. -V. -G. Bothe (01/08/1891), soviet physicist I.M. Fabelinsky (17/01/1911), and polish astronomer Jan Hevelius (28/01/1611). In electronic applications to the number, we give a fuller version of the biography of James Watt (author M.A. Brazhnikov), as well as texts and presentations about the persons whose anniversary is celebrated in February 2011: Swiss physicist, metrologist, and metallurgical scientist SH.-E. Guillaume (15/02/1861), and French physicist, astronomer, and politician, D.-F. Arago (02/26/1786).

Ключ. слова: памятные даты, Дж. Уатт, В.-В.-Г. Боте, И.М. Фабелинский, Ян Гевелий, Ш.-Э. Гийом, Д.-Ф. Араго.

9.

Камзеева Е.Е. <kamzeeva@mail.ru> (ЮОУО, ФИПИ, г. Москва). Тренировочный вариант ГИА-2011.

Представлены инструкция по выполнению работы, необходимые для выполнения заданий, справочные данные, тексты заданий, критерии оценивания выполнения заданий, ответы к заданиям ч. 1 и 2, решения и ответы к заданиям ч. 3.

We give instructions for the work that are necessary for performance of the tasks, referenced data, texts of tasks, criteria of estimation of performance of the tasks, answers to the tasks of the parts 1 and 2, solutions and answers to tasks of the part 3.

Ключ. слова: государственная итоговая аттестация, ГИА, 9 кл.

10.

Губкин М.К. <gubkinmk@rambler.ru> (МЭИ(ТУ), г. Москва). Олимпиадные задачи по физике-2009/2010.

Представлены условия и решения некоторых задач, которые предлагались на олимпиадах по физике в Московском энергетическом институте (техническом университете) в 2009/2010 уч. г. в рамках Всероссийской физической олимпиады «Шаг в будущее».  Олимпиада имела высший уровень, позволявший при успешном её написании поступить на первый курс. Приведённые задачи охватывают практически все изучаемые в школе разделы физики и позволяют оценить уровень требований на олимпиадах по физике в МЭИ (ТУ).

We present conditions and solutions of some tasks of the Olympiads in physics at the Moscow Power Engineering Institute (Technical University) in 2009/2010 school years, within the limits of the All-Russian physical Olympiad «Step into the future». The Olympiad had the highest level that allowed to enter the first course after the successful writing.  The given tasks cover practically all sections of physics studied at school and allow us to estimate a level of requirements at the physical Olympiads in MEI (TU).

Ключ. слова: МЭИ (ТУ), олимпиадные задачи по физике, абитуриенту, решение задач.

11.

Поздравляем с юбилеем Николая Ивановича Перова.

Happy birthday, Nikolay!

Ключ. слова: Николай Иванович Перов.