1.

Козлова Н.Д., Ковалева С.Я.  (редакция газеты «Физика-ПС»). 3 апреля. День физики.

Фоторепортаж о Дне физики 3 апреля 2010 г. На IX Московском педагогическом марафоне учебных предметов.

The authors tell of an April 3, 2010 Day of physics in the Moscow Marathon subjects: We tell about carrying out on April, 3rd, 2010 Day of physics within the framework of the Moscow marathon of educational objects.

Ключевые слова: московский Марафон учебных предметов, день физики.

2.

Разумовский В.Г., акад. РАО <razumovsky-v@mail.ru> (ИСМО РАО, г. Москва). Проблема научной грамотности и школьный учебник.

На фактическом материале поставлена проблема  необходимости повышения научной грамотности учащихся при обучении физике. В качестве решения проблемы выдвигается идея повышения интереса учащихся к предмету и развитие их познавательной и творческой инициативы на основе овладения научным методом познания. Демонстрационный и лабораторный эксперимент является для учащихся является и источником теории и проверкой её эвристической силы. Изложенные идеи реализованы авторским коллективом лаборатории дидактики физики  ИСМО РАО  в учебнике под девизом: «Физика в самостоятельных исследованиях школьника». Учителя, работающие по этому учебнику, дают положительный отклик.

On actual material, we rise  the problem on the necessity of improving the scientific literacy of students in learning physics. As a decision of the problem, we put forward the idea of increasing students' interest in the subject and the development of their cognitive and creative initiatives on the basis of mastering the scientific method of cognition.

For a student, demonstration and laboratory experiments are the source of theory and a test of its heuristic power. The above ideas are realized by the author collective of the laboratory of didactics of physics of the Institute of content and teaching methods RAO (ISMO RAO)  in the textbook under a motto: «Physics in independent researches of a student». Teachers, working on this textbook give a positive response.

Ключ. слова: День физики, IX Московский марафон, учебник физики.

3.

Никифоров Г.Г. <nikiforowgg@mail.ru> (ИСМО РАО, г. Москва). Фронтальный эксперимент при переходе к стандарту второго поколения: от обычной школы к цифровой.

Показано, что главной задачей перестройки фронтального эксперимента, которую нужно решить при переходе к стандарту второго поколения, является  преобразование фронтальной работы в исследование, цель которого самостоятельно определяет ученик.

We tell about the main task of restructuring the frontal experiment. This task is the transformation of the frontal work to an investigation, which aims are independently defined by a student. This task must be solved at transition to the standard of the second generation.

Ключ. слова: День физики, IX Московский марафон, фронтальное исследование, ГИА-лаборатория, ЕГЭ-лаборатория.

4. 

Андреева  Н.В. <nataol@list> (Удельнинская гимназия, п. Удельная, Раменский р-н, Московская обл.). Конструирование фронтальных исследований.

При наличии современного оборудования один из эффективных путей конструирования фронтальных исследований – это преобразование традиционных, привычных работ. На примере лабораторной работы «Движение тела, брошенного горизонтально» рассмотрено несколько вариантов преобразования этой работы в исследование.

We believe that with modern equipment, one of the effective ways of designing the frontal experiments is the transformation of traditional, conventional works.
On an example of a laboratory work « Movement of the body thrown horizontally» the author considers some versions of transformation of this work in research.

Ключ. слова: День физики, IX Московский марафон, разноуровневые фронтальные исследования.

5.

Фролов В.П., Чарушин А.В. (ООО «НПП Учтехприбор»), Никифоров Г.Г. <nikiforowgg@mail.ru> (ИСМО РАО, г. Москва). Фронтальные тематические наборы второго поколения.

Показано, как модернизируются фронтальные тематические наборы первого поколения «Механика», «Электричество» и «Оптика», поставляемые в школы в рамках ПНПО и в полной мере оправдавшие идею перехода от приборного принципа формирования фронтального оборудования к комплектному. Основные способы  модернизации:  добавление новых элементов, конструктивные улучшения, введение цифровых средств измерения, включение в наборы компьютерных модулей. Представлены четыре фронтальных тематических набора второго поколения:  «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Волновая оптика и квантовая физика», отвечающих требованию стандарта второго поколения к умениям учащихся пользоваться не только аналоговыми, но и цифровыми измерительными приборами.

We show how the frontal thematic sets of the first generation of «Mechanics», «Electricity» and «Optics», supplied in schools within the framework of the priority national project «Education» (PNP) and to a full degree justifying a transition idea from the device principle of forming of frontal equipment to the complete one, are modernized. The basic ways of modernization are: addition of new elements, constructive improvements, introduction of digital media measurement, plugging computer modules in the sets. We presented four thematic front sets of the second generation: «Mechanics», «Molecular Physics», «Electrodynamics», «Wave Optics and Quantum Physics», answering to the requirement of the standard of the second generation to abilities of students to use not only analogue, but also digital measuring devices.

Ключ. слова: День физики, IX Московский марафон, фронтальные комплекты нового поколения, компьютерные модули, набор по оптике и квантовой физике.

6.

Царьков  И.С. <tsar11@nm.ru>, Чеботарёв П.Н. (МОУ СОШ № 29, г. Подольск, Московская обл.), Никифоров Г.Г. (ИСМО РАН, г. Москва). Особенности технологии фронтального физического эксперимента в цифровой школе.

Описан опыт работы цифровой школы, в которой основной учебный процесс проводится в цифровых технологиях, а урок стал цифровым. Для создания такого учебного заведения создана серьёзная информационно-коммуникационная среда. Здесь имеется сотня современных компьютеров, объединённых в единую вычислительную сеть. Школа имеет также мобильный комплект ноутбуков, так что  при проведении лабораторных работ по физике в 10-х физико-математических классах у каждого ученика есть свой ноутбук. Цифровые технологии радикально изменяют традиционные методы фронтальной работы. Старые рабочие тетради заменяются компьютерными папками. Папка содержит 3 файла: протокол лабораторной работы, презентацию и файл с результатами. Представленная технология пока не оптимальна, но это реально работающий механизм совершенствования фронтального эксперимента, направленного на освоение учащимися классического метода естественно-научного познания в современной информационно-коммуникационной среде, в которой ученик будет жить после окончания школы.

We describe the experience of a digital school, in which the basic educational process is carried out in digital technologies, and the lesson became digital. For creation of such educational institution, a serious of informatively communication environment is created. It has hundreds of modern computers combined into a single computer network. The school has also a mobile set of laptops so at carrying out laboratory works on physics (grade 10) in physical and mathematical classes, each student has his laptop. Digital technologies radically change the traditional methods of frontal work. Old working notebooks are replaced by computer folders. The folder contains 3 files: the protocol of the laboratory work, presentation, and file with the results. The presented technology is not optimum yet, but it is a really working mechanism of perfection of the frontal experiment, directed to mastering by a student the classic method of natural-scientific cognition in a modern informatively-communication environment in which a student will live after leaving school.

Ключ. слова: День физики, IX Московский марафон, цифровая школа, измерительная система на базе ноутбука.

7.

Генденштейн  Л.Э . <levp@rambler.ru> (ИСМО РАО, г. Москва.  Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка к ГИА. Концепция нового дистанцинного курса 16-011 (авторы Генденштейн Л.Э., проф. Орлов В.А., Никифоров Г.Г., ИСМО РАО, г. Москва). Педагогический университет «Первое сентября»

Приведены концепция и учебный план нового дистанционного курса (авторский коллектив Л.Э. Генденштейн, проф. В.А. Орлов и Г.Г. Никифоров) Педагогического университета «Первое сентября». В этом курсе  использована испытанная на практике концепция обучения решению задач по физике, основанная на оригинальном методе ключевых ситуаций. Такие ситуации служат источниками практически всех задач школьного курса. По методике авторов учитель на основе ключевой ситуации ставит ряд задач вместе с учениками. При подготовке к ГИА и ЕГЭ  метод ключевых ситуаций весьма эффективен, поскольку задания ГИА и ЕГЭ группируются именно вокруг таких ситуаций. В предлагаемом дистанционном курсе  последовательно рассматрены ключевые ситуации во всех разделах школьного курса основной школы и на примерах показано, как работать с ними: находить закономерности, ставить задачи и решать их вместе с учениками.

We present the concept and curriculum of a new distance course (group of authors L.E. Gendenshtein, prof. V.A. Orlov, and G.G. Nikiforov) for the Pedagogic University «First September». In this course  we use the conception of teaching the decision of tasks in physics tested in practice and based on the original method of key situations. Such situations serve as sources of practically all tasks of the school course. On the method of authors, a teacher on the basis of key situation puts a number of tasks together with students. In preparation for the SFA and the USE, the method of key situations is very effective because their tasks are grouped around of such situations. In the proposed distance course, we consistently consider the key situations in all sections of the basic school course and on examples show how to work with them: how to find laws, to put problems and to solve them together with students.

Ключевые слова: ключевые учебные ситуации, решение задач, обучение решению задач, ГИА, ЕГЭ.

8.

Пигалицын Л.В. <levp@rambler.ru> (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Виртуальный физический эксперимент. Концепция нового дистанцинного курса 16-010 Педагогического университета «Первое сентября».

Приведены концепция и учебный план нового дистанционного курса педагогического университета «Первое сентября». В курсе рассматриваются различные виды компьютерного (виртуального) эксперимента – демонстрационный, графический, вычислительный, моделирующий. Все использованные компьютерные программы бесплатные и имеются в открытом доступе в Интернете. В отличие от предыдущего курса «Школьная компьютерная физическая лаборатория» здесь практически не требуется знаний радиотехники и умения собирать радиосхемы. Достаточно владеть элементарными навыками работы с компьютерными программами и иметь горячий интерес к работе на компьютере.

We present the concept and curriculum of a new distance course for the Pedagogic University «First September». In the given course we consider different types of computer (virtual) experiment – demonstrational, graphical, computing, designing. All used computer programs are free and available in open access on the Internet. Unlike the previous course «School computer physical laboratory», there is practically no need of knowledge of radio engineering and ability to collect the radio schemes. It is enough to possess basic skills to work with computer programs.

Ключевые слова: компьютерный (виртуальный) физический эксперимент.

9.

Демидова М.Ю. <demidovaktv1@yandex.ru> (МИОО, г. Москва) Курс физики основной школы в стандартах второго поколения.

Сравниваются образовательные стандарты первого и второго поколений в отношении требований к регламентации содержания образования и к уровню его освоения. В отличие от стандарта первого  поколения, в стандарте второго поколения выделяются три документа: примерная программа и тематическое планирование; планируемые результаты освоения образовательной программы; система заданий для оценки планируемых результатов. Подробно на конкретных примерах разбирается каждый документ.

We compare the educational standards of the first and second generations in regard to requirements to the regulation of educational content and to the level of its mastering. Unlike the standard of the first generation, in the standard of the second generation 3 documents are allocated: the approximate program and thematic planning; the expected results of mastering of the educational program; system of tasks for an estimation of planned results. The author in detail examines every document on concrete examples.

Ключ. слова: День физики, IX Московский марафон, образовательный стандарт второго поколения.

10.

Белюстов В.Н. <belyustov@yandex.ru> (БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.). Памятные даты: Жан Батист Перрен.

Кратко изложена биография Жана Батиста Перрена в связи со 140-летием со дня рождения. Этот учёный впервые в мире экспериментально получил значение числа Авогадро, а также доказал применимость формулы Больцмана к распределению  любых микрочастиц, в том числе и молекул газа. .

We give a brief biography of Jean Baptiste Perrinin connection with the 140 anniversary from the date of birth. This scientist for the first time in the world experimentally obtained the value of Avogadro's number, and also proved the applicability of Boltzmann's formula for the distribution of any micro-particles, including the gas molecules.

Ключ. слова: Броуновское движение. Жан Батист Перрен.  

11.

Погожев В.А., Парфёнов К.В.  (МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва). Покори Воробьёвы горы!

Окончание подборки задач с решениями, которые давались на олимпиаде «Покори Воробьёвы горы!» на очном туре для физфака в 2009 г.

We complete to publish the list of the tasks with solutions given to the Olympiad "Conquer Vorob'evy gory!" (an internal turn for the physics department in 2009).

Ключ. слова: олимпиада,  МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет, решение задач.

12.

Демков В.П., Озолин В.В., Солохина Г.Э. (МАИ (ТУ),  г. Москва. МАИ-2009: Российская  аэрокосмическая олимпиада.

Окончание подборки задач с решениями, которые давались на Российской аэрокосмической олимпиаде в 2009 г.

We complete to publish the list of the tasks with solutions given to the Russian Aerospace Olympiad in  2009.

Continuation of the list of problems with solutions that were given to the Russian Aerospace Olympic Games in Moscow Aviation Institute in 2009.

Ключ. слова: решение задач, российская аэрокосмическая олимпиада, абитуриенту, МАИ (ТУ).

13.

Борисов Ю.А. <bor1946@rambler.ru> (ВФ КГТУ, г. Волжск, Республика Марий Эл). От проекта до заявки на открытие – один шаг.

На примере закономерности, определяющей коэффициент поверхностного натяжения жидкости, рассматриваются материалы оформления заявки на открытие. Приводятся теоретические и экспериментальные доказательства такой закономерности. Рассматривается ее возможные практические применения.

On an example of the law defining the factor of  surface tension of a liquid, we consider materials of registration of request on opening. We present theoretical and experimental proofs of such law. We consider its possible practical applications.

Ключ. слова: заявка на открытие, тема «Поверхностное натяжение».

14.

Юбилеи наших авторов.

Поздравляем с юбилеем Елену Евгеньевну Камзееву, г. Москва.

Happy birthday, Helen.

Ключ. слова: юбилей, Елена Евгеньевна Камзеева.