1.

Коновалихин С.В. ksv22@bk.ru (МОУ СОШ № 75, г. Черноголовка, Московская обл.). Диэлектрики в электрическом поле. Урок изучения нового материала с максимальным применением методов проблемного обучения, 10-й класс.

Представлен сценарий урока, интересного для учеников как профильного, так и непрофильного классов. Педагогические технологии: эксперимент плюс метод проблемного обучения. Учитель провоцирует учеников, экспериментально «нарушая» известные им законы, и тем самым активизирует их познавательную деятельность. Предлагаемый материал разрабатывался и совершенствовался в течение 10 лет.

We give a plan of the lesson that is interesting for students of both profile and non-core classes. It contains teaching technologies, experiment plus the method of problem-based learning. The teacher provokes students experimentally "violating" the laws known to them, and thereby activates their cognitive activities. We developed and perfected the proposed material over 10 years.

Ключ. слова: конкурс «Я иду на урок», диэлектрики в электрическом поле, урок изучения нового материала, педагогическая технология проблемного обучения, понятие диэлектрической проницаемости веществ, 10 класс.

2.

Малин А. malinalexandr@mail.ru (ученик 11-го класса, МОУ сош № 1, г. Рассказово, Тамбовская обл.). Рук. C.Ю. Васильева. Школа юных детективов: загадка строения атома. Урок изучения нового материала в гуманитарных классах в День самоуправления, 8-й класс.

Показано, как, учитывая специфику мышления, вскрывая этимологию физических терминов и используя иносказания, существенно упростить объяснение и раскрыть в классах гуманитарного направления сложные вопросы современной физики. Урок был апробирован во время Дней самоуправления и очень понравился детям (самым удачным, по их мнению, стало разнообразие форм и методов обучения). Поставленные цели и задачи реализованы.

We show how, considering the specificity of thinking, opening the etymology of physical terms, and using allegory, to simplify significantly the explanation, and describe the complex problems of modern physics in humanitarian classes. The lesson was tested during the Days of government. The children liked it very much (the most successful, in their view, was the variety of forms and methods of training). The goals and the objectives are realized.

Ключ. слова: урок изучения нового материала, физика в гуманитарных классах, строение атома, гуманитаризация физики, 8 класс, 10 класс.

3.

Гомулина Н.Н. gomulina@orc.ru (ООО «ФИЗИКОН», гимн. № 1543, г. Москва). Исследование кометы 2010 г. по наблюдениям с космической солнечной обсерватории SOHO. Методика организации учебно-исследовательской работы учащихся по астрономии.

Показано, что учебную проектную работу учащихся по астрономии можно организовать, участвуя в постоянном мониторинге солнечной активности, который обеспечивается солнечной обсерваторией SOHO. Порой удаётся даже получить интересные, заранее не известные данные, и тогда учебная проектная деятельность заканчивается учебно-исследовательской работой.

We show that a training project work of students of astronomy can be organized by participating in the continuous monitoring of solar activity, which is provided by solar observatory SOHO. Sometimes one can get interesting, previously unknown data, and then the training project activity ends with a research work of the student.

Ключ. слова: исследование кометы, космическая солнечная обсерватория SOHO, ученический исследовательский проект, астрономическое образование, изучение солнечной активности, 11 класс.

4.

Тучашвили Д. (ученик 10-го класса, МОУ СОШ № 26, г. Владикавказ, РСО–Алания). Рук. Т.И. Радченко. Землетрясения и их прогнозирование Ученический исследовательский проект, 10-й кл.

Представлен ученический исследовательский проект, основной задачей которого были анализ причин такого сокрушительного природного явления, как землетрясение, сбор данных о предвестниках землетрясений, разработка моделей приборов, способных регистрировать колебания земной поверхности и фиксировать проявления электромагнитных предвестников землетрясений. В действующей модели использованы USВ-осциллограф, опробуются различные датчики: пьезоэлектрический, радарный, индукционный, гироскопический.

We present a student research project, whose main task is an analysis of the causes of such devastating natural phenomena as earthquakes: collection of data on earthquake precursors, development of models of devices capable to register the vibrations of Earth's surface and fix the manifestation of electromagnetic precursors of earthquakes. In the current model a USB-oscilloscope is used and different sensors: piezoelectric, radar, induction, and gyro are tested.

Ключ. слова: прогнозирование землетрясений, ученический исследовательский проект, эффективность предвестников землетрясений.

5.

Воронцов А., Мельникова М., Кнауб Е., Самохвалова О., Иванов Д., ш., Ромзайкина О. (10-й класс, МОУ Краснопахорская СОШ, п. Кр. Пахра, Московская обл.) Рук. Л.C. Деньга. Физика в архитектуре. Урок-конференция (защита ученических проектов). 10-й класс.

Урок начинается с создания проблемной ситуации – главного средства активизации мыслительной деятельности, затем проходят основные этапы: формулирование проблемы, поиск способов её решения, формулирование выводов, подведение итогов (защита ученических проектов). Урок задуман с целью обобщения знаний по теме «Статика твёрдого тела». Главная цель – показать значимость и важность физики как основы научно-технического прогресса и жизни человека, а также рассмотреть применение знаний на практике.

We present the lesson conference that begins with a problematic situation - the main means of enhancing mental activity. Then we move to the basic stages: the formulation of the problem, the search for ways of its solution, the formulation of conclusions, summarizing (protection of student projects). The lesson is designed to summarize the knowledge on the topic «Statics of Solids». The main purpose - to show the significance and importance of physics as the basis of scientific and technological progress and human life, and to consider the application of knowledge in practice.

Ключ. слова: урок-конференция, урок обобщения знаний, ученический исследовательский проект, работа в группах, активизация мыслительной деятельности, тема «Статика твёрдого тела», 10 класс.

6.

Солодухин В.Д. viktor_soloduhin@mail.ru (Центр детского технического творчества, г. Канск, Красноярский кр.). Компьютерная поддержка юного радиолюбителя.

Приведена информация об электронных ресурсах, рекомендуемых для занятий с юными радиолюбителями по авторской программе «Виртуальная радиоэлектроника и телерадиоконструирование», включающей в себя информационно-компьютерные технологии.

We present information on the electronic resources that are recommended for work with young hams on the author's program "Virtual Electronics and TV- and radio-designing" that includes information and computer technology.

Ключ. слова: радиоэлектронное конструирование, электронная лаборатория, виртуальные электронные схемы, юный радиолюбитель.

7.

Чаругин В.М. charugin@yandex.ru (МПГУ, г. Москва). Звёздное небо в мае. Описано звёздное небо, даны звёздные карты в зените, в южной и северной частях горизонта, фазы Луны.

Приведены изображение созвездий Волопаса, Гончих Псов, Волос Вероники из звёздного атласа Urania’s Mirror, созвездия Чаши из атласа И. Байера «Uranometria», фото галактики М94 в созвездии Гончих Псов.

We give the star maps in the zenith, South and Northern parts of the horizon and consider the phases of the Moon. We present images of the constellations Bootes, Canes Venatici, Coma Berenices from the star atlas Urania's Mirror, the constellation Bowls from the atlas I. Bayer «Uranometria», photo of the galaxy M94 in the constellation Canes Venatici.

Ключ. сл.: астрономия, звёздные карты, галактика, созвездия Волопаса, Гончих псов, Волос Вероники, Чаши, галактика М94 в созвездии Гончих Псов.

8.

Карташов В.Ф. kartash@cspu.ru (ЧГПУ, г. Челябинск). Практические работы по астрономическим данным из Интернета.

Дана задача (с решением) по картинке на определение: 1) раскрытия колец Сатурна; 2) размера Титана, спутника Сатурна.

Following the space image, we give a problems (with solutions) of definition: 1) the disclosure of Saturn's rings, and 2) the size of Titan, the satellite of Saturn.

Ключ. сл.: астрономия, практическая работа по фотографии, Сатурн, Титан.

9.

Пигалицын Л.В. (МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.). Компьютерный физический эксперимент. 7.6. Геометрические конструкторы.

Описан электронный конструктор «Lens2», позволяющий собирать простейшие виртуальные оптические схемы и ставить опыты по отражению света в плоском зеркале, прохождению света через плоскопараллельную пластинку, распространению света в линзах.

We describe the electronic designer «Lens2», allowing to collect the simple virtual optical schemes and to experiment on the reflection of light in a plane mirror, the passage of light through a plane-parallel plate, the propagation of light in the lenses.

Ключ. слова: электронный конструктор, виртуальный эксперимент, оптические электронные схемы, световые явления, зеркала, линзы, плоскопараллельная пластинка. 11 класс.

10.

Демидова М.Ю., Грибов В.А., Никифоров Г.Г. (МИОО, ФИПИ, г. Москва). Итоги ЕГЭ–2009 по физике и подготовка к ЕГЭ–2010

Проанализированы результаты, показанные учащимися 11 классов при сдаче ЕГЭ по физике в 2009 г. Выявлены характерные пробелы в знаниях выпускников.

We analyze the results shown by students of grade 11 at the Unified State Exam-2009 in physics. The specific gaps in knowledge of graduates are revealed.

Ключ. слова: итоги ЕГЭ по физике.

11.

Богданов К.Ю. kbogdanov1@yandex.ru Почему углеродные нанотрубки прочнее стали? Как связаны между собой спортивные рекорды?

Предложены две оригинальные физические задачи и с помощью простых формул показано: 1) почему одностенные углеродные трубки по прочности (63 ГПа) на два порядка превосходят по прочности самые прочные сорта стали (0,8 ГПа); 2) как энергетически связаны спортивные достижения разных спортсменов.

We propose two original physical tasks and with simple formulas show: 1) why single-wall carbon tubes of strength (63 GPa) are two orders of magnitude of the strength greater than the strongest types of steel (0.8 GPa); 2) how the sporting achievements of different athletes are energetically connected.

Ключ. слова: углеродные нанотрубки, спортивные рекорды.

12.

Бражников М.А. birze@inbox.ru (ГОУ гимн. № 625, г. Москва). Из истории создания радио.

Показан вклад итальянского предпринимателя Гульельмо Маркони в создание и распространение радиосвязи. Используя в своих схемах передачи и приёма сигналов настройку на резонансную частоту, он первым осуществил передачу радиосигналов через Атлантический океан, поставил задачу изучения распространения радиоволн (длина волны 300 м) вокруг земного шара, а также радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах.

We illustrate the contribution of the Italian industrialist Guglielmo Marconi in creation and distribution of radio communication. Using tuning at the resonant frequency as patterns of transmission and reception of signals, he first undertook the transmission of radio signals across the Atlantic Ocean, set the task to study the propagation of radio waves (with the wave length 300 m) around the globe, as well as radio communication with short and ultrashort waves.

Ключ. слова: история создания радио, А.С. Попов, Г. Маркони, телеграфирование без проводов, первая в мире радиограмма, трансатлантическая линия радиосвязи.

13.

Чесноков С.С., Коновко А.А., проф. Макаров В.А., Нагорский Н.М., Николаев И.П., Полякова М.С. Физфак МГУ им. М.В. Ломолносова–2009. Дистанционная олимпиада «Шаг в физику». 9 класс.

Приведены задачи второй дистанционной олимпиады по физике для школьников с решениями.

We give the tasks with solutions of the second Olympiad in physics for students.

Ключ. слова: дистанционная олимпиада «Шаг в физику».

14.

Почему же, почему?.. (Булюбаш Б.В., НГТУ им. Р.Е. Алексеева, г. Н. Новгород. Подборка и пер. с англ. материалов из Интернета).

Подборка интересных вопросов «из жизни» на физические темы: как срабатывает датчик в бассейне при фиксировании результатов заплыва? Почему шум от проезжающих автомобилей не прямо пропорционален их количеству? – с ответами экспертов.

We present a selection of interesting questions (with the answers of experts) "of life” on physical topics: how the sensor works in the pool when fixing the results of swim? Why the noise from passing cars is not directly proportional to their number?

Кл. слова: Олимпийские игры, плавание, звуковые явления, шумовой эффект.

15.

Как это устроено? Геотермальные электростанции (Пер. с англ. Н.Д. Козловой.)

Популярно изложен принцип работы геотермальных электростанций двух типов.

We describe popularly the principle of the two types of geothermal electric power stations.

Ключ. слова: возобновляемые источники энергии, геотермальные электростанции, ГеоЭС.