Г.В.Довга,
гимназия № 402, г. Санкт-Петербург

«Марафон» (решение задач по теме «Плотность»)

7-й класс. Базовый курс

Этот метод позволяет, с одной стороны, полностью раскрыться ученику (он может выбирать себе задания по уровню сложности, работать с той скоростью, какая соответствует его подготовке), с другой стороны, позволяет учителю проконтролировать глубину и качество усвоения материала у каждого.

Ход урока

На доске вывешивается «маршрут» марафона. Каждый ученик – участник марафона – имеет свой значок, который в течение урока будет продвигать вперед по маршруту, решая задачи. Вначале все участники проходят допуск-контроль, т.е. предъявляют минимальный запас знаний. Задания допуск-контроля можно спроецировать на экран с помощью кодоскопа.

Допуск-контроль

1. Заполни пробелы:

8,9 г/см3 ® … кг/м3;
2,5 см3 ® … мл ® … л ® … м3;
570 мг ® … г ® … кг ® … т.

2. Допиши формулу:

 

m = r S…;
h = m/s…;
S = …/(r h).

3. Запиши все формулы, по которым можно посчитать объем параллелепипеда:

V =
= abc =
= Sh =
= m/r...

Пройдя допуск и заработав первый балл, ученики (естественно, неодновременно) выходят на старт и прикрепляют свой значок к кружку № 1. Далее каждый берет карточку с заданием, выполняет его и получает обозначенное на карточке количество баллов. (На столе у учителя десять стопок с карточками – в каждой не менее десяти штук, причем каждая стопка имеет свою стоимость – от 1 балла до 10. Учитель контролирует правильность решений по достижении пунктов маршрута, обозначенных на схеме значком «!», т.е. при наборе 10, 15, 20 и 25 баллов.) Участники выбирают карточки в соответствии со своим темпом работы: одни идут осторожно, другие сразу начинают с «трудной» карточки. Если ученик не справился со сложной задачей, он может положить эту карточку на место и взять другую, меньшей «стоимости». На оценке его работы это не отразится, т.к. до финиша можно добраться по-разному:

1б + 2б + 3б + 4б + 5б + 6б + …;

или

5б + 5б + 6б + 8б + 10б + …;

или

7б + 8б + 10б + … и т.п.

Как ни странно, ребятам очень важно видеть свое положение среди остальных. Учитель же по схеме со значками четко отслеживает, кто отстал (помочь!), а кто впереди. За такой урок каждый успевает сделать в 2–3 раза большую работу, чем обычно. Помогают дух соревнования, желание не отстать.

Как составить задания

Задачи в карточках стоимостью до 5 баллов строятся по принципу наслоения. Карточкам стоимостью 6 баллов и выше соответствуют задачи своего типа с усложнением.

Карточка № 1. 1 балл.

Зная два параметра, определить третий (по основной формуле для плотности).

Карточка № 2. 2 балла.

Определить плотность вещества, используя перевод единиц физических величин.

Карточка № 3. 3 балла. Дополнительно к карточке № 2:

– вычислить объем тела по известным размерам.

Карточка № 4. 4 балла. Дополнительно к карточке № 3:

– найти предметы равного объема
или
– построить график зависимости плотности жидкости от температуры (или от объема при смешивании различных жикостей).

Карточка № 5. 5 баллов.

Найти пару: отливка и модель
или
поочередно «заполнить» сосуд различными жидкостями.

Карточка № 6. 6 баллов.

Определить, как изменится объем куба при изменении длины его ребра, площади его грани и т.п.

Карточка № 7. 7 баллов.

Определить объем тела через массу вылившейся из мензурки воды.

Карточка № 8. 8 баллов.

Определить геометрические размеры мотка проволоки массой m
или
определить вещество, из которого она изготовлена.

Карточка № 9. 9 баллов.

Определить, есть ли внутри твердого тела воздушная полость (а может быть, уплотнение?), найти ее объем.

Карточка № 10. 10 баллов.

Найти процентное содержание вещества в данном сплаве.

TopList